Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь
10 августа 2010 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 2(15)]
А. Н. Королевич,
зав. отделом-центром ГУ «БелИСА»
Н. А. Никоненко,
старший научн. сотрудник ГУ «БелИСА»
М. И. Артюхин,
ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»
Основным приоритетом государственной политики большинства стран мира в современных условиях становится развитие образования, науки и технологий. Многие страны сталкиваются с проблемой обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами в научно-технической сфере и особенно научными кадрами высшей квалификации [1]. В развитых странах мира иностранные студенты являются одной из важных составляющих научного кадрового потенциала.
Подготовка высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран в XXI в. превращается в одну из наиболее выгодных статей экспорта [1–4]. Объем мирового рынка образовательных услуг оценивается в настоящее время примерно в 100 млрд долл. США [3]. По данным Организации экономического и социального развития, в системе высшего образования всего мира обучается около 2,7 млн иностранных студентов. Образовательные услуги для иностранцев предлагают 129 стран мира, причем подавляющее число иностранных студентов обучается в странах Европы и Северной Америки [1, 2]. Устойчивым лидером в сфере экспорта образовательных услуг являются США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. На втором месте находится Великобритания, которая за последнее десятилетие утроила численность приема иностранных студентов. В современном мире усиливается конкурентная борьба за передел мирового рынка образовательных услуг. Так, во Франции и в Японии реали-зуются программы действий, которые должны позволить этим странам за ближайшие 10 лет выйти на уровень экспорта образовательных услуг в США.
Следует отметить, что экспорт образовательных услуг является не только прибыльной статьей доходов государств, но и содействует реализации их социально-экономических и геополитических интересов, способствует расширению и укреплению внешнеэкономических позиций, проведению модернизации национальных систем образования с учетом потребностей мирового рынка труда.
Значительные традиции в сфере экспорта образовательных услуг имеет Россия. Число иностранных студентов, обучавшихся в странах бывшего СССР, составляло порядка 11 % от их общемировой численности. После распада СССР доля России в мировом рынке образовательных услуг неуклонно снижалась и в настоящее время на долю России приходится порядка 3 % от общего числа обучающихся в мире иностранных студентов, а ежегодный доход России от экспорта образовательных услуг составляет всего лишь 0,5 % от мирового рынка [5].
В последние годы Правительство Российской Федерации предпринимает значительные шаги по развитию экспорта образовательных услуг [3–5].В 2002 г. принята Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных и научных учреждениях. В настоящее время в России разработан проект новой Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг., в которой определены стратегические задачи государственной политики для формирования экспортного потенциала российского высшего и послевузовского образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Важную роль в отношении приема и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», которое регламентирует многие вопросы в сфере экспорта образовательных услуг.
Сегодня стоит задача выхода Республики Беларусь на международный рынок образовательных услуг. Республика Беларусь располагает значительными образовательными ресурсами, высоким научно-педагогическим потенциалом, что может позволить ей занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг [6, 7].
Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в белорусских образовательных учреждениях должна стать важной частью внешнеэкономической деятельности нашей страны с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств. Задача формирования новой экспортообразующей отрасли — экспорта белорусских образовательных услуг была определена Правительством Республики Беларусь в Национальной программе развития экспорта на 2006–2010 гг. Для ее реализации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Концепцию развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320) [8]. Реализация концепции должна позволить к концу 2010 г. увеличить экспорт образовательных услуг в 1,6 раза по отношению к показателям 2005 г.
Задача расширения объема подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в белорусских образовательных и научных учреждениях отнесена к приоритетам государственной политики в сфере экспорта образовательных услуг [8].
Данные государственной статистики послевузовского образования свидетельствуют, что за 2005–2009 гг. наблюдалась положительная динамика роста численности иностранных аспирантов, обучавшихся в вузах и научных организациях республики [9–13]. Так, в 2008 г. численность иностранных аспирантов (без учета граждан СНГ) возросла по сравнению с 2007 г. на 19,0 %, а по сравнению с 2005 г. — на 43,7 %. Однако следует отметить, что в 2009 г. темпы роста численности иностранных аспирантов существенно замедлились (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь и Министерстве образования в 2005–2009 гг.
Важным показателем уровня развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования является удельный вес иностранных граждан в общей численности аспирантов в стране [1, 5]. В Республике Беларусь за последние пять лет данный показатель увеличился с 2,7 до 4,3 % [9–13] (табл. 1). Следует отметить, что в странах, занимающих лидирующие позиции в сфере экспорта образовательных услуг, значение этого показателя составляет более 10 %. Например, в Швейцарии доля иностранных граждан от общего числа обучающихся по программам PhD в 2002 г. составила 43 %, в Великобритании и США — 22 %, в Канаде — 20 % [1].
Таблица 1
Динамика численности аспирантов — иностранных граждан в разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций за период 2006–2009 гг.
Органы государственного управления |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Республика Беларусь, всего |
4857 |
143 |
2,9 |
4498 |
163 |
3,6 |
4281 |
194 |
4,5 |
4571 |
196 |
4,3 |
Министерство здравоохранения |
331 |
31 |
9,4 |
364 |
19 |
5,2 |
471 |
9 |
1,9 |
509 |
8 |
1,6 |
Министерство культуры |
198 |
13 |
6,6 |
152 |
15 |
9,9 |
156 |
19 |
12,2 |
155 |
18 |
11,6 |
Министерство образования |
2809 |
82 |
2,9 |
2522 |
110 |
4,4 |
2278 |
148 |
6,5 |
2512 |
147 |
5,9 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
294 |
1 |
0,3 |
323 |
3 |
0,9 |
333 |
4 |
1,2 |
352 |
8 |
2,3 |
Министерство спорта и туризма |
47 |
11 |
23,4 |
42 |
13 |
30,9 |
44 |
12 |
27,3 |
43 |
12 |
27,9 |
НАН Беларуси |
685 |
2 |
0,3 |
639 |
1 |
0,2 |
561 |
1 |
0,2 |
560 |
2 |
0,4 |
Юридические лица без ведомственной подчиненности |
43 |
3 |
7,0 |
53 |
2 |
3,8 |
55 |
1 |
1,8 |
52 |
1 |
1,9 |
Таким образом, по показателю доли иностранных граждан в общей численности аспирантов в Республике Беларусь сложился недостаточный уровень развития экспорта образовательных услуг по сравнению с ведущими странами мира. Вместе с тем подготовка национальных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях послевузовского образования республики имеет не только большое геополитическое значение, но и является одним из основных источников увеличения объема внебюджетных средств в сфере послевузовского образования.
Среди причин, сдерживающих развитие экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь, следует указать на несовершенство нормативной правовой базы, недостаточный уровень информационного и организационно-методического обеспечения подготовки специалистов для иностранных государств, проблемы социально-бытового характера и т. д. [6].
Выявление существующих проблем в сфере экспорта образовательных услуг и разработка путей их решения требует проведения детального анализа состояния системы подготовки иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь.
Анализ распределения численности иностранных аспирантов по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям за 2006–2009 гг. показывает, что наибольшее их число обучается в аспирантурах Минобразования (см. рис. 1, табл. 1). На начало 2010 г. в вузах Министерства образования проходили подготовку 147 иностранных аспирантов, что составляло 75 % от их общей численности в целом по республике. Как видно из таблицы 1, за 2006–2009 гг. численность иностранных аспирантов в системе Министерства образования возросла в 1,8 раза. Таким образом, рост объемов подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в целом по республике достигнут исключительно за счет аспирантур Министерства образования.
Следует отметить, что доля иностранных граждан в общей численности аспирантов в системе Минобразования невелика — 5,9 %, тогда как в аспирантурах Министерства спорта и туризма и Министерства культуры данный показатель в 2009 г. Составил 27,9 и 11,6 % соответственно от общей численности аспирантов в учреждениях этих министерств (см. табл. 1). Численность иностранцев, обучающихся в аспирантурах Министерства здравоохранения, за период 2006–2009 гг. сократилась в 3,9 раза и составила всего лишь 1,6 % от общей численности аспирантов данного министерства. На протяжении последних четырех лет численность иностранных граждан, проходящих подготовку в научных организациях НАН Беларуси, оставалась на крайне низком уровне и составляла 0,2–0,4 % от общей численности аспирантов НАН Беларуси.
Согласно данным государственной статистики [9–13] подготовка кадров высшей квалификации для иностранных государств осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях республики (99,0 %), тогда как в аспирантурах научных организаций проходят подготовку всего лишь 2 аспиранта-иностранца. Причем следует отметить, что если за 2006–2010 гг. численность иностранных аспирантов, обучающихся в вузах республики, увеличилась в 1,5 раза, то в научных организациях она, наоборот, сократилась в 5 раз (табл. 2).
Таблица 2
Динамика численности аспирантов — иностранных граждан по областям Республики Беларусь за период 2006–2009 гг.
Органы государственного управления |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Численность аспирантов |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
Всего, чел. |
в т. ч. иностранных граждан |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Республика Беларусь,
всего |
4857 |
143 |
2,9 |
4498 |
163 |
3,6 |
4281 |
194 |
4,5 |
4571 |
196 |
4,3 |
по областям |
|
Витебская |
243 |
5 |
2,1 |
240 |
2 |
0,8 |
253 |
3 |
1,2 |
279 |
6 |
2,2 |
Гомельская |
320 |
18 |
5,6 |
305 |
11 |
3,6 |
278 |
7 |
2,5 |
282 |
5 |
1,8 |
Гродненская |
224 |
4 |
1,8 |
222 |
4 |
0,9 |
221 |
5 |
2,3 |
237 |
4 |
1,7 |
г. Минск |
3665 |
116 |
3,2 |
3329 |
144 |
4,3 |
3158 |
177 |
5,6 |
3365 |
177 |
5,3 |
Могилевская |
240 |
– |
– |
246 |
2 |
0,8 |
231 |
2 |
0,9 |
235 |
4 |
1,7 |
Научные организации,
всего |
1217 |
10 |
0,8 |
1104 |
1 |
0,1 |
1012 |
1 |
0,1 |
1026 |
2 |
0,2 |
г. Минск |
1071 |
10 |
0,9 |
956 |
1 |
0,1 |
881 |
1 |
0,1 |
883 |
2 |
0,2 |
вузы,
всего |
3640 |
133 |
3,7 |
3394 |
162 |
4,8 |
3269 |
193 |
5,9 |
3545 |
194 |
5,5 |
по областям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Витебская |
232 |
5 |
2,2 |
227 |
2 |
0,9 |
243 |
3 |
1,2 |
268 |
6 |
2,2 |
Гомельская |
283 |
18 |
6,4 |
269 |
11 |
4,1 |
246 |
7 |
2,8 |
250 |
5 |
2,0 |
Гродненская |
220 |
4 |
1,8 |
220 |
4 |
1,8 |
220 |
5 |
2,3 |
236 |
4 |
1,7 |
г. Минск |
2594 |
106 |
4,1 |
2373 |
143 |
6,0 |
2277 |
176 |
7,7 |
2482 |
175 |
7,1 |
Могилевская |
234 |
– |
– |
240 |
2 |
0,8 |
225 |
2 |
0,9 |
226 |
4 |
1,8 |
Анализ распределения иностранных аспирантов по регионам Республики Беларусь показывает, что большинство из них проходят подготовку в учреждениях послевузовского образования г. Минска. В 2009 г. в аспирантурах г. Минска обучалось 177 аспирантов из зарубежных стран, что составило 90,3 % от их общей численности. Численность иностранных граждан, проходящих подготовку в региональных аспирантурах, в 2009 г. распределилась примерно равномерно среди четырех областей республики (см. табл. 2). За 2006–2009 гг. в аспирантурах Брестской и Минской областей подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных государств вообще не осуществлялась.
Анализ данных государственной статистики свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности деятельности учреждений послевузовского образования в части подготовки аспирантов — иностранных граждан. Так, в 2009 г. из 26 иностранных граждан, окончивших аспирантуру, 8 человек защитили кандидатские диссертации в срок обучения, и 11 успешно прошли процедуру предварительной экспертизы. Таким образом, показатель эффективности подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран составил 30,8 %, что существенно превышает значение данного показателя в целом по республике — 3,2 %. Для сравнения отметим, что в 2008 г. из 25 выпускников аспирантур — иностранных граждан 10 человек (40 %) защитили диссертации в срок обучения и 14 человек (56 %) успешно прошли процедуру предварительной экспертизы.
Данные государственной статистики не отражают всего спектра показателей деятельности учреждений послевузовского образования по развитию экспорта образовательных услуг. В частности, отсутствуют статистические данные о распределении численности иностранных аспирантов по отраслям науки, специальностям и странам происхождения. Для проведения детального анализа состояния подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных государств в 2008 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь провел проверку вузов и научных организаций республики, обеспечивающих получение послевузовского образования [6].
Подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь осуществлялась в 2008 г. в 43 высших учебных заведениях и 73 научных организациях. Иностранные граждане, по данным проведенного исследования, обучались в аспирантурах 26 вузов и 2 научных организаций республики, что составляет около 24 % от общей численности учреждений послевузовского образования страны. Таким образом, большинство образовательных и научных организаций республики не используют в полной мере свой научно-педагогический и образовательный потенциал для развития экспортных услуг в сфере послевузовского образования.
Исследование показало, в 2008 г. аспирантскую подготовку в Республике Беларусь проходили граждане из 23 стран мира. Наибольшую долю составляли граждане стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, в том числе из Китая — 58 человек (35,4 %) и Ливии — 22 человека (13,4 %) (см. рис. 2). Гражданами стран дальнего зарубежья являлись 88,4 % от общего числа иностранных аспирантов, проходивших подготовку в 2008 г., а гражданами стран Балтии — 4,3 %. Следует отметить, что граждане стран СНГ составили только 7,3 % от общей численности иностранных аспирантов (12 аспирантов, причем из них 10 человек — граждане России).

Рис. 2. Распределение аспирантов-иностранцев, обучавшихся в 2008 г. в вузах и научных организациях Республики Беларусь, по странам происхождения
Как свидетельствуют результаты исследования, в отраслевой структуре подготовки аспирантов — иностранных граждан преобладают специальности в области общественных и гуманитарных наук (рис. 3), их доля в 2008 г. составила 51,2 %.

Рис. 3 Распределение аспирантов — иностранных граждан, обучавшихся в 2008 г., по отраслям науки
На втором месте находятся технические науки — 19,5 %, далее следуют естественные и медицинские науки — 13,4 и 9,8 % соответственно. Подготовка аспирантов-иностранцев по другим отраслям науки почти не осуществлялась.
Среди специальностей общественного и гуманитарного профиля наибольший интерес для иностранных аспирантов представляют специальности экономического и педагогического профиля, а также по истории международных отношений и внешней политике, теории и истории искусства. Иностранные граждане предпочитают также проходить подготовку по специальностям в области математики, информационных технологий, вычислительной техники, систем радиотехники и телекоммуникаций. Большинство аспирантов из Китая, Ирака и Ливии обучаются по специальностям в области общественных и гуманитарных наук, а граждане Вьетнама, Ирана и Йемена наиболее заинтересованы в прохождении аспирантской подготовки по специальностям естественно-научного и технического профиля.
Проведенный выше анализ показал, что в Республике Беларусь сложился недостаточный уровень развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования по сравнению с ведущими странами мира.
Подготовка научных кадров высшей квалификации для зарубежных государств преимущественно осуществляется в высших учебных заведениях Министерства образования. Научным организациям республики следует разработать действенные механизмы привлечения иностранных граждан для обучения в аспирантуре, и в особенности по специальностям в области естественных и технических наук.
В качестве приоритетных направлений деятельности по расширению подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в Республике Беларусь следует определить следующие:
- обеспечение в рамках СНГ и Евросоюза взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема и обучения иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь;
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг в области послевузовского образования путем модернизации образовательных программ в соответствии с потребностями мирового рынка труда;
- создание системы маркетинга национального рынка образовательных услуг в области послевузовского образования, рекламно-информационной и организационной поддержки подготовки иностранных граждан в белорусских учреждениях послевузовского образования;
- создание в ведущих вузах и научных организациях информационных сайтов на английском языке о возможностях получения послевузовского образования и о спектре предлагаемых образовательных услуг в белорусских учреждениях послевузовского образования.
Для реализации этих задач следует разработать проект Концепции экспорта образовательных услуг Республики Беларусь на период 2011–2020 гг. Только согласованные действия всех структур, вовлеченных в процесс подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран, позволят повысить эффективность использования имеющегося образовательного и материально-технического потенциала для расширения экспорта образовательных услуг учреждениями послевузовского образования Республики Беларусь.
Литература:
1. Человеческие ресурсы в научно-технической сфере (по итогам деятельности рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных институтов в 2004–2006 гг.) // Вестник международных организаций. — 2007. — № 4. — С. 85–90.
2. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Бюллетень «Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика». — 2005. — С. 8–11. — Режим доступа: http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/IN_education.pdf.
3. Ничков, В. В. Прочные позиции на международном рынке образовательных услуг — реальность и перспектива российского образования [Электронный ресурс] / В. В. Ничков // Федеральный справочник «Образование в России». Т. 5. — С. 485–490. — Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/X/Nichkov.pdf.
4. Гончаренко, Л. П., Пономарев, М. А. Инвестиционный механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг вуза / Л. П. Гончаренко, М. А. Пономарев // Региональная экономика. — 2007. — № 5. — С. 37–42.
5. Зорников, И. Н. Экспорт образовательных услуг: Зарубежный опыт и российская практика / И. Н. Зорников // Вестник Воронежского университета. Сер.: Проблемы высшего образования. — 2003. — № 2. — С. 59–65.
6. Подготовка специалистов высшей квалификации для зарубежных стран в системе послевузовского образования Республики Беларусь / И. В. Войтов [и др.] // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества: материалы Междунар. науч.— практ. конф., Минск, 24–25 сентября 2009 г. / под ред. И. В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — C. 56–58.
7. Об образовательных программах для иностранных граждан в Республике Беларусь и увеличении экспорта образовательных услуг: опыт, имеющиеся проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Решение Президиума республиканского совета ректоров высших учебных заведений от 26.03.2009 № 2. — Минск, 2009. — Режим доступа: http://srrb.niks.by.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320 «Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 годах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num2/5d25955.html.
9. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 году. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — 83 с.
10. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2006 году. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2007. — 78 с.
11. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2007 году. Стат. сб. — Минск: Минстат. 2008. — 83 с.
12. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2008 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2009. — 82 с.
13. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2009 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2010. — 40 с.
Ссылки по теме:
|