БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(15) 2010
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(15) 2010

Проблемы подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь

10 августа 2010 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2010, № 2(15)]


А. Н. Королевич,
зав. отделом-центром ГУ «БелИСА»

Н. А. Никоненко,
старший научн. сотрудник ГУ «БелИСА»

М. И. Артюхин,
ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси»

 

Основным приоритетом государственной политики большинства стран мира в современных условиях становится развитие образования, науки и технологий. Многие страны сталкиваются с проблемой обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами в научно-технической сфере и особенно научными кадрами высшей квалификации [1]. В развитых странах мира иностранные студенты являются одной из важных составляющих научного кадрового потенциала.

Подготовка высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран в XXI в. превращается в одну из наиболее выгодных статей экспорта [1–4]. Объем мирового рынка образовательных услуг оценивается в настоящее время примерно в 100 млрд долл. США [3]. По данным Организации экономического и социального развития, в системе высшего образования всего мира обучается около 2,7 млн иностранных студентов. Образовательные услуги для иностранцев предлагают 129 стран мира, причем подавляющее число иностранных студентов обучается в странах Европы и Северной Америки [1, 2]. Устойчивым лидером в сфере экспорта образовательных услуг являются США, контролирующие почти треть мирового финансового образовательного оборота. На втором месте находится Великобритания, которая за последнее десятилетие утроила численность приема иностранных студентов. В современном мире усиливается конкурентная борьба за передел мирового рынка образовательных услуг. Так, во Франции и в Японии реали-зуются программы действий, которые должны позволить этим странам за ближайшие 10 лет выйти на уровень экспорта образовательных услуг в США.

Следует отметить, что экспорт образовательных услуг является не только прибыльной статьей доходов государств, но и содействует реализации их социально-экономических и геополитических интересов, способствует расширению и укреплению внешнеэкономических позиций, проведению модернизации национальных систем образования с учетом потребностей мирового рынка труда.

Значительные традиции в сфере экспорта образовательных услуг имеет Россия. Число иностранных студентов, обучавшихся в странах бывшего СССР, составляло порядка 11 % от их общемировой численности. После распада СССР доля России в мировом рынке образовательных услуг неуклонно снижалась и в настоящее время на долю России приходится порядка 3 % от общего числа обучающихся в мире иностранных студентов, а ежегодный доход России от экспорта образовательных услуг составляет всего лишь 0,5 % от мирового рынка [5].

В последние годы Правительство Российской Федерации предпринимает значительные шаги по развитию экспорта образовательных услуг [3–5].В 2002 г. принята Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных и научных учреждениях. В настоящее время в России разработан проект новой Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011–2020 гг., в которой определены стратегические задачи государственной политики для формирования экспортного потенциала российского высшего и послевузовского образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Важную роль в отношении приема и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», которое регламентирует многие вопросы в сфере экспорта образовательных услуг.

Сегодня стоит задача выхода Республики Беларусь на международный рынок образовательных услуг. Республика Беларусь располагает значительными образовательными ресурсами, высоким научно-педагогическим потенциалом, что может позволить ей занять достойное место на мировом рынке образовательных услуг [6, 7].

Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в белорусских образовательных учреждениях должна стать важной частью внешнеэкономической деятельности нашей страны с приоритетным курсом на углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств. Задача формирования новой экспортообразующей отрасли — экспорта белорусских образовательных услуг была определена Правительством Республики Беларусь в Национальной программе развития экспорта на 2006–2010 гг. Для ее реализации Совет Министров Республики Беларусь утвердил Концепцию развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320) [8]. Реализация концепции должна позволить к концу 2010 г. увеличить экспорт образовательных услуг в 1,6 раза по отношению к показателям 2005 г.

Задача расширения объема подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в белорусских образовательных и научных учреждениях отнесена к приоритетам государственной политики в сфере экспорта образовательных услуг [8].

Данные государственной статистики послевузовского образования свидетельствуют, что за 2005–2009 гг. наблюдалась положительная динамика роста численности иностранных аспирантов, обучавшихся в вузах и научных организациях республики [9–13]. Так, в 2008 г. численность иностранных аспирантов (без учета граждан СНГ) возросла по сравнению с 2007 г. на 19,0 %, а по сравнению с 2005 г. — на 43,7 %. Однако следует отметить, что в 2009 г. темпы роста численности иностранных аспирантов существенно замедлились (рис. 1).

 Динамика роста численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь и Министерстве образования в 2005–2009 гг.

Рис. 1. Динамика роста численности иностранных граждан (кроме граждан СНГ), проходивших аспирантскую подготовку в Республике Беларусь и Министерстве образования в 2005–2009 гг.


Важным показателем уровня развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования является удельный вес иностранных граждан в общей численности аспирантов в стране [1, 5]. В Республике Беларусь за последние пять лет данный показатель увеличился с 2,7 до 4,3 % [9–13] (табл. 1). Следует отметить, что в странах, занимающих лидирующие позиции в сфере экспорта образовательных услуг, значение этого показателя составляет более 10 %. Например, в Швейцарии доля иностранных граждан от общего числа обучающихся по программам PhD в 2002 г. составила 43 %, в Великобритании и США — 22 %, в Канаде — 20 % [1].

Таблица 1

Динамика численности аспирантов — иностранных граждан в разрезе республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций за период 2006–2009 гг.

Органы государственного управления 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Численность аспирантов Численность аспирантов Численность аспирантов Численность аспирантов
Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан
чел. % чел. % чел. % чел. %
Республика Беларусь, всего 4857 143 2,9 4498 163 3,6 4281 194 4,5 4571 196 4,3
Министерство здравоохранения 331 31 9,4 364 19 5,2 471 9 1,9 509 8 1,6
Министерство культуры 198 13 6,6 152 15 9,9 156 19 12,2 155 18 11,6
Министерство образования 2809 82 2,9 2522 110 4,4 2278 148 6,5 2512 147 5,9
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 294 1 0,3 323 3 0,9 333 4 1,2 352 8 2,3
Министерство спорта и туризма 47 11 23,4 42 13 30,9 44 12 27,3 43 12 27,9
НАН Беларуси 685 2 0,3 639 1 0,2 561 1 0,2 560 2 0,4
Юридические лица без ведомственной подчиненности 43 3 7,0 53 2 3,8 55 1 1,8 52 1 1,9


Таким образом, по показателю доли иностранных граждан в общей численности аспирантов в Республике Беларусь сложился недостаточный уровень развития экспорта образовательных услуг по сравнению с ведущими странами мира. Вместе с тем подготовка национальных кадров высшей квалификации для зарубежных стран в учреждениях послевузовского образования республики имеет не только большое геополитическое значение, но и является одним из основных источников увеличения объема внебюджетных средств в сфере послевузовского образования.

Среди причин, сдерживающих развитие экспорта образовательных услуг в Республике Беларусь, следует указать на несовершенство нормативной правовой базы, недостаточный уровень информационного и организационно-методического обеспечения подготовки специалистов для иностранных государств, проблемы социально-бытового характера и т. д. [6].

Выявление существующих проблем в сфере экспорта образовательных услуг и разработка путей их решения требует проведения детального анализа состояния системы подготовки иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь.

Анализ распределения численности иностранных аспирантов по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям за 2006–2009 гг. показывает, что наибольшее их число обучается в аспирантурах Минобразования (см. рис. 1, табл. 1). На начало 2010 г. в вузах Министерства образования проходили подготовку 147 иностранных аспирантов, что составляло 75 % от их общей численности в целом по республике. Как видно из таблицы 1, за 2006–2009 гг. численность иностранных аспирантов в системе Министерства образования возросла в 1,8 раза. Таким образом, рост объемов подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в целом по республике достигнут исключительно за счет аспирантур Министерства образования.

Следует отметить, что доля иностранных граждан в общей численности аспирантов в системе Минобразования невелика — 5,9 %, тогда как в аспирантурах Министерства спорта и туризма и Министерства культуры данный показатель в 2009 г. Составил 27,9 и 11,6 % соответственно от общей численности аспирантов в учреждениях этих министерств (см. табл. 1). Численность иностранцев, обучающихся в аспирантурах Министерства здравоохранения, за период 2006–2009 гг. сократилась в 3,9 раза и составила всего лишь 1,6 % от общей численности аспирантов данного министерства. На протяжении последних четырех лет численность иностранных граждан, проходящих подготовку в научных организациях НАН Беларуси, оставалась на крайне низком уровне и составляла 0,2–0,4 % от общей численности аспирантов НАН Беларуси.

Согласно данным государственной статистики [9–13] подготовка кадров высшей квалификации для иностранных государств осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях республики (99,0 %), тогда как в аспирантурах научных организаций проходят подготовку всего лишь 2 аспиранта-иностранца. Причем следует отметить, что если за 2006–2010 гг. численность иностранных аспирантов, обучающихся в вузах республики, увеличилась в 1,5 раза, то в научных организациях она, наоборот, сократилась в 5 раз (табл. 2).

 
Таблица 2

Динамика численности аспирантов — иностранных граждан по областям Республики Беларусь за период 2006–2009 гг.

Органы государственного управления 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Численность аспирантов Численность аспирантов Численность аспирантов Численность аспирантов
Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан Всего, чел. в т. ч. иностранных граждан
чел. % чел. % чел. % чел. %
Республика Беларусь,
всего
4857 143 2,9 4498 163 3,6 4281 194 4,5 4571 196 4,3
по областям  
Витебская 243 5 2,1 240 2 0,8 253 3 1,2 279 6 2,2
Гомельская 320 18 5,6 305 11 3,6 278 7 2,5 282 5 1,8
Гродненская 224 4 1,8 222 4 0,9 221 5 2,3 237 4 1,7
г. Минск 3665 116 3,2 3329 144 4,3 3158 177 5,6 3365 177 5,3
Могилевская 240 246 2 0,8 231 2 0,9 235 4 1,7
Научные организации,
всего
1217 10 0,8 1104 1 0,1 1012 1 0,1 1026 2 0,2
г. Минск 1071 10 0,9 956 1 0,1 881 1 0,1 883 2 0,2
вузы,
всего
3640 133 3,7 3394 162 4,8 3269 193 5,9 3545 194 5,5
по областям                        
Витебская 232 5 2,2 227 2 0,9 243 3 1,2 268 6 2,2
Гомельская 283 18 6,4 269 11 4,1 246 7 2,8 250 5 2,0
Гродненская 220 4 1,8 220 4 1,8 220 5 2,3 236 4 1,7
г. Минск 2594 106 4,1 2373 143 6,0 2277 176 7,7 2482 175 7,1
Могилевская 234 240 2 0,8 225 2 0,9 226 4 1,8

 

Анализ распределения иностранных аспирантов по регионам Республики Беларусь показывает, что большинство из них проходят подготовку в учреждениях послевузовского образования г. Минска. В 2009 г. в аспирантурах г. Минска обучалось 177 аспирантов из зарубежных стран, что составило 90,3 % от их общей численности. Численность иностранных граждан, проходящих подготовку в региональных аспирантурах, в 2009 г. распределилась примерно равномерно среди четырех областей республики (см. табл. 2). За 2006–2009 гг. в аспирантурах Брестской и Минской областей подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных государств вообще не осуществлялась.

Анализ данных государственной статистики свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности деятельности учреждений послевузовского образования в части подготовки аспирантов — иностранных граждан. Так, в 2009 г. из 26 иностранных граждан, окончивших аспирантуру, 8 человек защитили кандидатские диссертации в срок обучения, и 11 успешно прошли процедуру предварительной экспертизы. Таким образом, показатель эффективности подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран составил 30,8 %, что существенно превышает значение данного показателя в целом по республике — 3,2 %. Для сравнения отметим, что в 2008 г. из 25 выпускников аспирантур — иностранных граждан 10 человек (40 %) защитили диссертации в срок обучения и 14 человек (56 %) успешно прошли процедуру предварительной экспертизы.

Данные государственной статистики не отражают всего спектра показателей деятельности учреждений послевузовского образования по развитию экспорта образовательных услуг. В частности, отсутствуют статистические данные о распределении численности иностранных аспирантов по отраслям науки, специальностям и странам происхождения. Для проведения детального анализа состояния подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных государств в 2008 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь провел проверку вузов и научных организаций республики, обеспечивающих получение послевузовского образования [6].

Подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь осуществлялась в 2008 г. в 43 высших учебных заведениях и 73 научных организациях. Иностранные граждане, по данным проведенного исследования, обучались в аспирантурах 26 вузов и 2 научных организаций республики, что составляет около 24 % от общей численности учреждений послевузовского образования страны. Таким образом, большинство образовательных и научных организаций республики не используют в полной мере свой научно-педагогический и образовательный потенциал для развития экспортных услуг в сфере послевузовского образования.

Исследование показало, в 2008 г. аспирантскую подготовку в Республике Беларусь проходили граждане из 23 стран мира. Наибольшую долю составляли граждане стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, в том числе из Китая — 58 человек (35,4 %) и Ливии — 22 человека (13,4 %) (см. рис. 2). Гражданами стран дальнего зарубежья являлись 88,4 % от общего числа иностранных аспирантов, проходивших подготовку в 2008 г., а гражданами стран Балтии — 4,3 %. Следует отметить, что граждане стран СНГ составили только 7,3 % от общей численности иностранных аспирантов (12 аспирантов, причем из них 10 человек — граждане России).

 Распределение аспирантов-иностранцев, обучавшихся в 2008 г. в вузах и научных организациях Республики Беларусь, по странам происхождения

Рис. 2. Распределение аспирантов-иностранцев, обучавшихся в 2008 г. в вузах и научных организациях Республики Беларусь, по странам происхождения


Как свидетельствуют результаты исследования, в отраслевой структуре подготовки аспирантов — иностранных граждан преобладают специальности в области общественных и гуманитарных наук (рис. 3), их доля в 2008 г. составила 51,2 %.

 Распределение аспирантов — иностранных граждан, обучавшихся в 2008 г., по отраслям науки

Рис. 3 Распределение аспирантов — иностранных граждан, обучавшихся в 2008 г., по отраслям науки


На втором месте находятся технические науки — 19,5 %, далее следуют естественные и медицинские науки — 13,4 и 9,8 % соответственно. Подготовка аспирантов-иностранцев по другим отраслям науки почти не осуществлялась.

Среди специальностей общественного и гуманитарного профиля наибольший интерес для иностранных аспирантов представляют специальности экономического и педагогического профиля, а также по истории международных отношений и внешней политике, теории и истории искусства. Иностранные граждане предпочитают также проходить подготовку по специальностям в области математики, информационных технологий, вычислительной техники, систем радиотехники и телекоммуникаций. Большинство аспирантов из Китая, Ирака и Ливии обучаются по специальностям в области общественных и гуманитарных наук, а граждане Вьетнама, Ирана и Йемена наиболее заинтересованы в прохождении аспирантской подготовки по специальностям естественно-научного и технического профиля.

Проведенный выше анализ показал, что в Республике Беларусь сложился недостаточный уровень развития экспорта образовательных услуг в сфере послевузовского образования по сравнению с ведущими странами мира.

Подготовка научных кадров высшей квалификации для зарубежных государств преимущественно осуществляется в высших учебных заведениях Министерства образования. Научным организациям республики следует разработать действенные механизмы привлечения иностранных граждан для обучения в аспирантуре, и в особенности по специальностям в области естественных и технических наук.

В качестве приоритетных направлений деятельности по расширению подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран в Республике Беларусь следует определить следующие:

  • обеспечение в рамках СНГ и Евросоюза взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;
  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема и обучения иностранных граждан в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь;
  • повышение качества предоставляемых образовательных услуг в области послевузовского образования путем модернизации образовательных программ в соответствии с потребностями мирового рынка труда;
  • создание системы маркетинга национального рынка образовательных услуг в области послевузовского образования, рекламно-информационной и организационной поддержки подготовки иностранных граждан в белорусских учреждениях послевузовского образования;
  • создание в ведущих вузах и научных организациях информационных сайтов на английском языке о возможностях получения послевузовского образования и о спектре предлагаемых образовательных услуг в белорусских учреждениях послевузовского образования.

Для реализации этих задач следует разработать проект Концепции экспорта образовательных услуг Республики Беларусь на период 2011–2020 гг. Только согласованные действия всех структур, вовлеченных в процесс подготовки научных кадров высшей квалификации для зарубежных стран, позволят повысить эффективность использования имеющегося образовательного и материально-технического потенциала для расширения экспорта образовательных услуг учреждениями послевузовского образования Республики Беларусь.


Литература:

1. Человеческие ресурсы в научно-технической сфере (по итогам деятельности рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных институтов в 2004–2006 гг.) // Вестник международных организаций. — 2007. — № 4. — С. 85–90.
2. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Бюллетень «Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика». — 2005. — С. 8–11. — Режим доступа: http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/IN_education.pdf.
3. Ничков, В. В. Прочные позиции на международном рынке образовательных услуг — реальность и перспектива российского образования [Электронный ресурс] / В. В. Ничков // Федеральный справочник «Образование в России». Т. 5. — С. 485–490. — Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/X/Nichkov.pdf.
4. Гончаренко, Л. П., Пономарев, М. А. Инвестиционный механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг вуза / Л. П. Гончаренко, М. А. Пономарев // Региональная экономика. — 2007. — № 5. — С. 37–42.
5. Зорников, И. Н. Экспорт образовательных услуг: Зарубежный опыт и российская практика / И. Н. Зорников // Вестник Воронежского университета. Сер.: Проблемы высшего образования. — 2003. — № 2. — С. 59–65.
6. Подготовка специалистов высшей квалификации для зарубежных стран в системе послевузовского образования Республики Беларусь / И. В. Войтов [и др.] // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества: материалы Междунар. науч.— практ. конф., Минск, 24–25 сентября 2009 г. / под ред. И. В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2009. — C. 56–58.
7. Об образовательных программах для иностранных граждан в Республике Беларусь и увеличении экспорта образовательных услуг: опыт, имеющиеся проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Решение Президиума республиканского совета ректоров высших учебных заведений от 26.03.2009 № 2. — Минск, 2009. — Режим доступа: http://srrb.niks.by.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. № 1320 «Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007–2010 годах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num2/5d25955.html.
9. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 году. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2006. — 83 с.
10. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2006 году. Стат. сб. — Минск: Минстат, 2007. — 78 с.
11. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2007 году. Стат. сб. — Минск: Минстат. 2008. — 83 с.
12. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2008 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2009. — 82 с.
13. О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2009 году. Стат. сб. — Минск: Национальный статистический комитет, 2010. — 40 с.


Ссылки по теме:
  

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА