Международная конференция по развитию национальной конкурентоспособности, созданию условий для инновационного пути развития и формирования экономики, основанной на знаниях
03 сентября 2009 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 2(11)]
В Минске 10–12 июня 2009 г. прошла Международная конференция по развитию национальной конкурентоспособности, созданию условий для инновационного пути развития и формирования экономики, основанной на знаниях (далее — Конференция). Инициатива ее проведения принадлежала Европейской экономической комиссии ООН и была поддержана Правительством Республики Беларусь и Исполнительным комитетом СНГ. С белорусской стороны организатором мероприятия выступили Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) и Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. В оргкомитет форума вошли также представители Министерства образования, Национальной академии наук Беларуси, Министерства иностранных дел, Национального центра интеллектуальной собственности, Парка высоких технологий, ведущих научно-исследовательских институтов и университетов экономического профиля. Весомый вклад в организацию форума внесла Программа развития ООН.
Основной задачей, которую поставили перед собой и выполнили организаторы форума, было предоставление широкой платформы экспертам в научной и инновационной сфере — политикам, ученым и представителям бизнеса — для обмена практическим опытом и результатами деятельности по стимулированию и оказанию содействия становлению экономики знаний. Для Республики Беларусь, которая в текущем году активно занимается планированием научно-технической деятельности и инновационного развития на очередной пятилетий период (2011–2015 гг.), мероприятие стало весьма своевременным: оно позволило проинформировать отечественных экспертов, участвующих в формировании и координации политики в сфере науки, технологий и инноваций на государственном и отраслевом уровнях, о наилучшем зарубежном опыте и современных тенденциях в данной сфере в странах ЕС, США и СНГ. С другой стороны, Конференция дала возможность продемонстрировать основные направления и результаты деятельности Беларуси по созданию условий для инновационного развития страны и формирования экономики, основанной на знаниях.
Форум собрал более 270 участников из 16 стран: Азербайджана, Армении, Великобритании, Грузии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Польши, России, Соединенных Штатов Америки, Узбекистана, Украины, Швейцарии, Австралии и Беларуси. В нем также приняли участие эксперты Европейской экономической комиссии и Программы развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Исполкома СНГ, Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Как отмечалось в приветствии Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, организаторам Конференции удалось привлечь «беспрецедентный для нашей страны по уровню, количеству и географии состав экспертов в области инновационной деятельности». Основная заслуга в этом, бесспорно, принадлежит ЕЭК ООН.
С учетом целей и задач Конференции особенно важным видится активное участие в ее работе сотрудников аппаратов ГКНТ и Министерства экономики Республики Беларусь — двух ведомств, в наибольшей степени связанных с формированием национальной политики в сфере инновационного развития, а также облисполкомов, занимающихся этими же вопросами на региональном уровне. Не менее ценным явилось участие большого числа преподавателей и аспирантов ведущих вузов страны — Белорусского государственного экономического университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета — и двух профильных научно-исследовательских институтов — Института экономики НАН Беларуси и Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики. В меньшей степени, но все же были представлены отечественная промышленность и общественные организации.
С приветственным словом к участникам Конференции обратились Председатель ГКНТ и первый заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ — Исполнительного секретаря СНГ. Они подчеркнули важность осознания правительствами представленных на мероприятии стран, а также международными организациями своей роли в построении основанной на знаниях экономики, и призвали собравшихся экспертов к активному обсуждению и обмену в рамках данного форума национальными достижениями в области содействия инновационному развитию.
Пленарное заседание было посвящено обзору деятельности ЕЭК ООН в области политики и практики содействия построению инновационной экономики (ее цели и задачи сформулированы в подпрограмме ЕЭК ООН по экономическому сотрудничеству и интеграции), деятельности Правительства Республики Беларусь по поддержке национальной науки, технологий и инновационного развития, а также краткому изложению целей и основных направлений реализации Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г.
Программа Конференции состояла из четырех последовательных сессий, тематика которых охватывала широкий спектр инструментов поддержки и стимулирования инновационных процессов:
- Создание среды, необходимой для инновационного развития.
- Финансирование инноваций.
- Коммерциализация и защита интеллектуальной собственности.
- Государственно-частное партнерство и инновационное развитие.
Каждая сессия была разбита на три части:
- доклады приглашенных экспертов, главным образом из стран ЕС и США, по наиболее важным вопросам в рамках тематики сессии;
- презентация национального опыта по проблематике сессии экспертами из Беларуси и других стран СНГ;
- общая дискуссия.
Сессия «Создание среды, необходимой для инновационного развития» была посвящена таким вопросам, как роль национальной и региональной инновационной систем; повышение эффективности инновационной системы; политические альтернативы и практические инструменты для содействия инновационной деятельности предприятий; роль организаций, оказывающих поддержку инновационному развитию. Ее участники подчеркивали, что, поскольку инновации являются наиболее характерной чертой экономики знаний, инновационная деятельность для своего зарождения и процветания требует специфических условий. Поэтому государственная политика должна уделять особое внимание созданию среды, поддерживающей и стимулирующей инновационное развитие.
Одним из таких условий является способность индивидуумов и организаций (промышленных предприятий, научных организаций, правительственных структур и т. д.) к обучению. Это качество в применении к организациям питает инновации и является ключевым при создании и связывании воедино различных элементов инновационной системы. С этой точки зрения современная экономика является обучающейся. Новое в государственной политике в сфере инновационной деятельности — необходимость оказания поддержки «обучающимся» организациям.
Другой важной предпосылкой успешного инновационного развития является сотрудничество между всеми участниками этого процесса. Оно стимулирует трансфер знаний и диффузию инноваций между компаниями, имеющими взаимно дополняющие друг друга активы и навыки. Комбинация этих факторов стимулирует возникновение новых идей и рост доверия между теми, кто управляет инновационным процессом.
Организации, поддерживающие инновационное развитие, такие как технопарки, являются важными компонентами инновационной системы. Они предлагают набор стимулирующих инновации инструментов — бизнес-услуги, инфраструктуру, возможность для бизнеса осуществлять инновации в новых областях науки и технологий, возможность получения предпринимательских навыков и финансовых средств, ролевые модели, квалифицированный персонал, заказчиков и поставщиков, консультирование по вопросам распределения прав, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности и многое другое.
Ряд презентаций описывали разнообразный национальный опыт по созданию благоприятной среды для инновационного развития, включая национальные особенности политики в сфере науки и технологий, а также используемые для этого инструменты государственной политики; давали сравнение национальных инновационных систем отдельных стран СНГ и ЕС; демонстрировали опыт различных университетов по поддержке инновационной деятельности, основанной на результатах научных исследований, совершенствованию в связи с этим программ обучения и т. д.
В выступлениях белорусских участников подчеркивалось, в частности, что ориентация на науку и инновации как фактор развития — главное направление социально-экономической политики современной Беларуси. Следуя этой политике, Правительство республики предпринимает разнообразные и все более активные меры, стимулирующие инновации в экономике, развитие науки и человеческого капитала, повышение эффективности национальной инновационной системы. Эти меры отражены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, согласно которой в Беларуси в 2009 г. планируется построить 24 инновационных энергоэффективных предприятия. Но точку ставить рано: в стадии разработки находятся мероприятия по дальнейшей модернизации экономики.
В рамках сессии «Финансирование инноваций» были обсуждены конкретные проблемы, с которыми сталкиваются инновационно активные предприятия: недостаток финансирования, риски, недостаток реального содействия. Эволюционирующие финансовые потребности на различных стадиях инновационного развития предприятия требуют участия различных специализированных финансовых посредников, в том числе бизнес-ангелов и венчурного капитала. Многие выступающие подчеркивали тот факт, что специализированные финансовые посредники являются источником получения не только финансовых средств, но также и опыта, предоставляя компаниям, в которые они инвестируют, менеджерскую и техническую помощь.
На самых ранних стадиях деятельности инновационно ориентированных предприятий государственные гранты могут быть единственными внешними средствами, позволяющими исследовать первоначальную идею и вырастить ее до коммерческого предложения, которое может заинтересовать инвестора. Помимо них, государственные программы финансирования исследований и разработок вносят важный вклад в развитие научно-технического потенциала, который, в свою очередь, стимулирует появление инновационных идей. Важно поэтому соблюдать баланс между финансированием коммерциализации разработок и поддержкой исследований фундаментального и прикладного характера.
Участники презентовали различные формы государственной поддержки ранних этапов инновационного развития и акцентировали внимание, в частности, на необходимости определить четкие критерии для выделения средств и ввести многоуровневые принципы финансирования по мере того, как предприятие достигает определенных позитивных результатов. По мнению многих, государственная поддержка является критическим фактором для создания некоторого количества возможностей для инвестирования, которые впоследствии могут привлечь частных инвесторов. Поскольку венчурный капитал весьма неохотно финансирует ранние стадии инновационного цикла, так называемые “start-ups”, в числе инвесторов трудно переоценить роль бизнес-ангелов. Государство может и должно поддерживать их деятельность, в частности, помогая объединению бизнес-ангелов в сети, которые способствуют аккумулированию финансовых ресурсов и их перераспределению для поддержки более крупных проектов и решения проблем общего характера.
На сессии «Коммерциализация и защита интеллектуальной собственности» были обсуждены такие вопросы, как роль прав на интеллектуальную собственность (ИС) в ускорении инновационного развития и управление ИС в рамках этого процесса. Ее участники согласились с тем, что право на ИС является мощным инструментом, позволяющим выявить, передать и коммерциализировать новые знания. В государствах с переходной экономикой существует необходимость в дальнейшем совершенствовании законодательной базы, а также форм и методов управления правами на ИС на уровне государственных научных организаций и предприятий. Ряд выступающих отметили прогресс в реализации национальных стратегий в сфере ИС и инновационной деятельности.
Представители ряда национальных агентств по ИС и Всемирной организации интеллектуальной собственности подчеркнули важность международного сотрудничества для гармонизации национальной нормативной базы ИС с той, которая используется Всемирной торговой организацией и Европейским Союзом, и рассказали о достижениях своих стран в этом направлении.
Было показано, что, рассматривая возможности коммерциализации прав на ИС, научные организации должны стремиться выйти за национальные границы, достучаться как до зарубежных, так и до внутренних, национальных инвесторов. На макроэкономическом уровне успех в лицензировании разработанных в стране технологий с использованием средств зарубежных инвесторов должен компенсировать затраты на закупку лицензий на зарубежные технологии.
Выступающие продемонстрировали многочисленные примеры услуг, которые оказывают компаниям и предприятиям национальные агентства по ИС, центры трансфера технологий и технопарки: базы данных патентов, базы данных готовых к использованию технологий, электронные сервисы, позволяющие заинтересованным найти партнеров и инвесторов, налоговые льготы для патентования, мероприятия по повышению осведомленности и обучению в сфере ИС. В Республике Беларусь, например, основы ИС включены в программу всех университетов страны.
Среди проблем, с которыми сталкиваются в разных странах специалисты, занимающиеся коммерциализацией ИС, были названы следующие: низкая потребность в инновациях со стороны предприятий, потребителей и правительств; краткосрочность инвестиций; низкий процент успеха инновационной деятельности; недостаток финансирования со стороны частного сектора, в том числе низкая активность бизнес-ангелов и венчурного капитала; нехватка посреднических организаций, осуществляющих трансфер технологий; недостаточная инновационная активность как малых и средних, так и крупных предприятий и, наконец, ограниченная поддержка правительствами инновационных процессов.
Четвертая сессия, «Государственно-частное партнерство и инновационное развитие», была посвящена конкретным проблемам, с которыми сталкиваются страны, начиная работать по продвижению государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП является сегодня новым и пока еще мало используемым инструментом развития инфраструктуры и предоставления общественных услуг с привлечением частного сектора в тех областях, которые обычно входят в компетенцию государства.
Ряд выступающих отметили, что ГЧП хорошо зарекомендовало себя в привлечении капитала для развития инфраструктуры. Кроме того, в период экономического кризиса оно может стать важным механизмом стимулирования экономики и обеспечения социальной стабильности за счет снижения растущей безработицы.
ГЧП пытается компенсировать растущий дефицит инфраструктуры, который становится барьером для экономического роста. Здесь решением, возможно, могли бы стать программы хорошо скоординированных срочных мер по созданию условий для использования модели ГЧП пропорционально потребностям экономики. Это потребует проведения определенных реформ законодательства, адаптации применяемых ГЧП подходов и механизмов к конкретным условиям, а также постепенного расширения использования этой модели в зависимости от успеха реформ и полученных результатов.
В то же время был отмечено, что выполнение проектов ГЧП может оказаться далеко не простым делом. Участники сессии согласились с тем, что для успешной их реализации необходим ряд условий: наличие адекватных нормативных рамок, включая развитое концессионное законодательство и условия для его соблюдения, в частности, независимую судебную систему и нейтральную эффективную систему разрешения споров, а также действенные институциональные рамки для ГЧП, в том числе центральный координирующий орган. Другим важным условием является совместная работа всех участников ГЧП на местах и одинаковое видение ими концепции ГЧП и способов ее реализации. Грамотная политика в состоянии ускорить этот процесс путем организации тренингов для участвующих в его реализации правительственных чиновников.
Выступающие поделились информацией об опыте выполнения проектов ГЧП в различных странах. Он существенно варьируется как с точки зрения нормативных и концептуальных подходов, так и с позиции их практической реализации. Сегодня пока не существует страны, которая сумела бы одновременно использовать все наработки в данной сфере. В США, например, каждый штат вправе осуществлять свои собственные программы ГЧП, при этом центральный координирующий орган отсутствует. Определенный положительный опыт, привлекательный для политиков и практиков, накоплен и за пределами региона, являющегося сферой деятельности ЕЭК ООН, в частности, в Австралии и Южной Корее.
Трехдневная программа Конференции завершилась посещением зарубежными и заинтересованными белорусскими участниками Парка высоких технологий и ознакомлением с условиями его деятельности по поддержке инноваций. По мнению экспертов ЕЭК ООН, белорусский Парк высоких технологий является интересным примером реализации национальной инновационной политики в части поддержки развития отрасли информационных и коммуникационных технологий, которая заслуживает внимания политиков и заинтересованных экспертов и из других стран.
Более подробно с материалами (презентациями) и фотоархивом форума можно ознакомиться на сайте ГУ «БелИСА» по адресу: http://belisa.org.by/ru/actions/conference/conf10_06_09.html.
Планируется издать сборник тезисов докладов Конференции, выход в свет которого запланирован на осень 2009 г.
Оперативная организация Конференции (подготовительный процесс занял не более трех месяцев) и ее успешное, по мнению многих участников, проведение стали возможны благодаря слаженной работе международного коллектива организаторов из ЕЭК ООН и Беларуси. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь выражает особую благодарность за ее подготовку Андрею Васильеву, директору Департамента экономического сотрудничества и интеграции, и Румену Добрински, руководителю отдела инновационной политики этого же департамента ЕЭК ООН.
Материал подготовлен ученым секретарем ГУ «БелИСА» О.А. Мееровской
Ссылки по теме:
|