БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(8) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(8) 2008

Анализ итогов и влияния научно-практических конференций на совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного общества

09 января 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 2(8)]

 
А.Н. Королевич,
заведующий отделом-центром планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

Н.А. Никоненко,
старший научный сотрудник отдела-центра планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА», канд. физ.-мат. наук

Н.А. Маалуф,
научный сотрудник отдела-центра планирования и прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации ГУ «БелИСА»

М.И. Артюхин,
ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси», канд. филос. наук


Стратегический путь Беларуси — это обеспечение высокого уровня развития национальной экономики нового типа — инновационной экономики, опирающейся на новейшие достижения науки и новый производственно-технологический потенциал. Именно на это нацелена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Особое значение в программе отводится вопросам развития и совершенствования кадрового потенциала научно-инновационной сферы, ставится задача коренного изменения подходов в процессе подготовки научно-технических и менеджерских кадров, разработаны меры по формированию нового качества кадрового потенциала науки, способного генерировать научные знания и воплощать их в новых технологиях, от которых в наибольшей мере зависят решающие сдвиги в области национальной экономики.

В последние годы в республике проводится целенаправленная работа по развитию научной сферы и ее кадрового потенциала. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативно-правовая база кадровой политики. Осуществлена модернизация системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Беларуси, завершается переход на принципы программно-целевого регулировании деятельности учреждений послевузовского образования. Разработан механизм обеспечения соответствия номенклатуры и объемов подготовки научных работников высшей квалификации с потребностями развития приоритетных направлений развития науки, технологий и важнейших государственных инновационных проектов. Предприняты меры по совершенствованию системы планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, по преодолению сложившихся диспропорций в отраслевой специализации аспирантов в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий. Введена контрактная система государственного заказа на подготовку научных работников высшей квалификации.

Проблема совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации в Беларуси и странах СНГ стала темой ежегодных международных научно-практических конференций, которые подготовил и провел Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь совместно с Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси и Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы: «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики» (г. Минск, 17–19 мая 2006 г.), «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» (г. Минск, 30 мая–1 июня 2007 г.), «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» (г. Минск, 17–18 апреля 2008 г.).

Данная статья посвящена ретроспективному анализу итогов и влияния научно-практических конференций на совершенствование системы подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного общества. В работе рассмотрены изменение приоритетов и интересов представителей министерств и ведомств, имеющих отношение к планированию и подготовке научных кадров высшей квалификации, а также тематики докладов и секционных выступлений участников конференций, количественного и институционального состава конференций. Эта информация, несомненно, важна для разработки предложений по совершенствованию системы подготовки кадров высшей квалификации, а также соответствующих нормативных, правовых актов и т. п.

Рассмотрим, как изменялся количественный и институциональный состав участников трех конференций.

Приведенные в таблице сведения дают представление о распределении количественного состава участников конференций по годам и странам. Видно, что количество участников конференций неуклонно возрастало и за три года увеличилось более чем в 2 раза. Если в первой конференции в 2006 г. приняли участие 170 человек, в 2007 г. — 243, то в 2008 г. — 383. При этом следует заметить, что численность участников из некоторых стран СНГ (Россия, Казахстан) существенно увеличилась к 2008 г.

Распределение количества участников конференций по годам и странам

Страна 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Армения 2 3
Беларусь 150 200 330
Германия 1
Иран 2
Казахстан 3 6 13
Китай 1 3
Кыргызстан 1 6
Молдова 2 3
Россия 3 6 10
Сербия 2
Таджикистан 2
Украина 11 19 17
Итого 170 243 383


Несмотря на то, что на конференциях обсуждались проблемы развития системы послевузовского образования преимущественно в Республике Беларусь и странах СНГ, представительство стран дальнего зарубежья на конференциях за три года также заметно возросло.

Проведенный анализ количественного состава трех конференций свидетельствует о том, что интерес к проблемам подготовки кадров высшей квалификации и к опыту Беларуси в этой сфере неуклонно растет.

Участники конференций являлись представителями различных организаций, органов государственного управления, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, производственных объединений, центров научно-технической информации и технологических парков. На рисунке представлены данные о распределении количества участников по институциональной принадлежности.

Как видно, научные работники составляли наибольшее количество участников конференции (в 2006 г. — 39%, в 2007 г. — 40%, в 2008 г. —56%). За ними стабильно следуют профессорско-преподавательские кадры вузов (в 2006 г. — 17%, в 2007 г. — 21%, в 2008 г. — 16%) и руководители научно-исследовательских институтов (в 2006 г. — 10%, в 2007 г. — 15%, в 2008 г. — 12%). Это естественно, поскольку именно данные категории участников конференций имеют прямое отношение к подготовке кадров высшей квалификации. С одной стороны, научные организации и вузы готовят научных работников высшей квалификации, а с другой стороны, именно в этих организациях данные специалисты наиболее востребованы.

Анализ состава участников конференций показывает, что интерес к вопросам подготовки кадров высшей квалификации со стороны представителей производственных, научно-производственных объединений и концернов невелик (см. рисунок): в 2006 г. — 7%, в 2007 г. — 2%, в 2008 г. — 5%. Это настораживает, поскольку подготовка высококвалифицированных специалистов и управленческих кадров в области инновационной деятельности является определяющим фактором перевода национальной экономики на инновационный путь развития, внедрения новых технологий и методов управления производством.

Распределение участников конференций 2006–2008 гг. по их институциональной принадлежности


Что касается специалистов органов государственного управления, занимающихся вопросами подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, то их доля среди участников конференций за три года снизилась почти втрое. Так, если в 2006 г. их численность составляла 22% от общего числа участников, в 2007 г. — 18%, то в 2008 г. их доля резко уменьшилась до 8%.

Каждая из вышеназванных конференций была посвящена отдельным аспектам подготовки кадров высшей квалификации. Так, в 2006 г. конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики» была ориентирована на нормативно-правовые, организационные и методологические проблемы введения целевой подготовки научных кадров высшей квалификации на основе государственного заказа. На конференции 2007 г. особое внимание было уделено вопросам подготовки кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и научно-технической деятельности, а также региональным и международным аспектам подготовки и аттестации научных работников. Конференция 2008 г. основное внимание уделила проблемам совершенствования подготовки научных и управленческих кадров в условиях становления инновационной экономики.

Значительный интерес представляет рассмотрение изменения тематики пленарных докладов и секционных выступлений участников конференций [1–3]. Анализ содержания докладов показал, что на конференциях обсуждались следующие основные проблемы:

  • состояние системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь, проблемы и тенденции ее развития;
  • показатели эффективности деятельности аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры и предложения по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации;
  • проблемы кадрового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и ее регионах;
  • проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки, причины миграции научной молодежи за рубеж и меры, способствующие возвращению ученых на родину;
  • опыт стран СНГ (Россия, Казахстан, Украина, Молдова, Армения, Кыргызстан) по подготовке кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики;
  • опыт стран СНГ — участниц Болонского процесса (Россия, Казахстан, Украина, Молдова) по интеграции их национальных систем подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в европейское и мировое образовательное пространство;
  • нормативно-правовое обеспечение системы подготовки кадров высшей квалификации;
  • необходимость мониторинга, планирования и прогнозирования подготовки кадров высшей квалификации, приведения структуры научных кадров высшей квалификации в соответствие с приоритетными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований и научно-технической деятельности.

В центре внимания участников конференций 2006–2007 гг. находились организационные, методологические и правовые проблемы, связанные с переходом системы послевузовского образования на целевую подготовку научных кадров высшей квалификации на основе государственного заказа [1, 2]. Участники конференции 2006 г. в своих докладах высказывались о целесообразности перехода аспирантуры и докторантуры на принципы государственного заказа и контрактной формы обучения, отмечали, что введение госзаказа является важным шагом в становлении целевого управления развитием кадрового потенциала науки, повышении эффективности национальной системы подготовки кадров высшей квалификации и оптимизации ее отраслевой структуры.

Введение госзаказа на подготовку научных кадров высшей квалификации было призвано способствовать решению целого ряда задач: привлечению и закреплению молодых ученых, уменьшению диспропорции в отраслевой структуре аспирантуры между техническими и общественными науками, обеспечению подготовки научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Важностью этих проблем для страны объясняется сравнительно большое количество представителей органов государственного управления среди участников данных конференций по сравнению с 2008 г. (см. рисунок), когда переход системы подготовки научных кадров высшей квалификации на принципы госзаказа был в основном завершен.

Проведенный в ходе работы конференции 2006 г. анализ состояния научного потенциала республики показал остроту проблемы воспроизводства научных кадров в Республике Беларусь и странах СНГ. Участники конференции сошлись во мнении, что необходимо принимать незамедлительные меры по активизации молодежной государственной политики, по разработке комплекса мер по предотвращению оттока из науки молодых исследователей. Важная роль при этом должна принадлежать целевому планированию подготовки научных работников высшей квалификации на основе госзаказа, поддержке молодых ученых на государственном уровне, роста их научной квалификации, мониторингу возрастного состава кадрового потенциала белорусской науки.

Несмотря на то, что в качестве одного из научных направлений конференции 2006 г. было определено рассмотрение международных аспектов подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, эта тематика не вызвала заметного интереса среди докладчиков. Лишь в нескольких секционных выступлениях поднимались проблемы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в рамках ЕврАзЭС. Участники конференции, в частности, были информированы о целях и приоритетных направлениях реализации Межгосударственной целевой программы «Единые требования к системе аттестации научных работников высшей квалификации государств-членов ЕврАзЭС на 2006–2008 гг.».

На конференции 2007 г. «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» участники дали положительную оценку перехода подготовки научных кадров высшей квалификации на принципы госзаказа. В большинстве докладов участников конференции указывалось, что с введением госзаказа возросло значение долгосрочных прогнозов развития научного потенциала республики и определения потребности в научных кадрах высшей квалификации по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, появилась возможность преодолеть сложившиеся диспропорции в отраслевой структуре послевузовского образования.

Анализ тематики докладов конференции 2007 г. показал, что значительное внимание участники уделяли проблемам подготовки научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. Докладчики указывали на необходимость повышения уровня научной и практической значимости диссертационных исследований, использования принципов госзаказа с целью обеспечения подготовки кадров высшей квалификации для высокотехнологичных и наукоемких производств. Особую озабоченность в связи с этим участники конференции выразили относительно состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации в регионах Республики Беларусь. Во многих докладах отмечалась необходимость повышения эффективности деятельности региональной аспирантуры и докторантуры, разработки системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования подготовки научных кадров высшей квалификации в разрезе отдельных регионов республики по приоритетным научным направлениям с целью ускорения развития в регионах высокотехнологичных производств.

Актуальными для Республики Беларусь и стран СНГ являются вопросы кадрового обеспечения науки и наукоемких производств в условиях инновационного развития экономики. На конференции 2007 г. обсуждались мероприятия по кадровому обеспечению Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., среди которых: ускорение создания межотраслевых научно-исследовательских центров по приоритетным направлениям науки и технологий, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных работников и специалистов в инновационной сфере, создание благоприятных условий для развития научных школ, привлечения талантливой молодежи в науку и т. д. [2].

Эта тематика нашла свое отражение и в выступлениях участников конференции 2008 г. «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» [3]. Особое внимание участники конференции обратили на необходимость разработки и утверждения новых единых профессиональных и образовательных стандартов, на инновации в системе подготовки управленческих кадров в сфере инновационной деятельности. В частности, были рассмотрены проблемы подготовки кадров в области инновационного менеджмента в вузах республики, совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и управленческих кадров в области инновационной деятельности. Во многих докладах отмечалась необходимость формирования инновационного мышления, «инновационной компетентности» управленческих кадров для успешного осуществления целей и задач инновационного развития страны.

В настоящее время европейские страны вовлечены в процесс создания единого образовательного и научного пространства на основе Болонской декларации. Ряд стран СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова, Россия и Украина) уже присоединились к Болонскому процессу. До настоящего времени вопрос об участии Республики Беларусь в Болонском процессе остается открытым. Тем не менее, опыт стран-участниц Болонского процесса по реформированию высшего и послевузовского образования в соответствии с требованиями Болонской декларации представлял большой интерес для научных кругов как нашей страны, так и других государств СНГ. Поэтому вопросы интеграции национальных систем подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации стран СНГ в Болонский процесс в той или иной мере были включены в научные направления конференций 2007–2008 гг.

В связи с переходом системы подготовки научных и научно-педагогических кадров на принципы государственного заказа и контрактной формы обучения в аспирантуре и докторантуре в высшей степени актуальными стали вопросы правового обеспечения подготовки научных работников высшей квалификации. Это подтвердила развернувшаяся дискуссия по данным проблемам на конференции в апреле 2008 г. Результатом этой дискуссии явилось включение в резолюцию конференции рекомендации о подготовке и проведении под эгидой ГКНТ и ВАК специального республиканского семинара «Правовое регулирование вопросов подготовки научных работников высшей квалификации». Семинар был проведен в июне 2008 г. [4]. На семинаре обсуждались наиболее проблемные вопросы, инициированные в ходе дискуссии на конференции, в том числе вопросы по введению контрактной системы послевузовского образования, процедуре согласования корректировки госзаказа на подготовку кадров высшей квалификации, финансированию за счет средств республиканского бюджета мероприятий, связанных с подготовкой научных работников высшей квалификации. Широкий круг проблем, поднятых на семинаре, свидетельствует о целесообразности более детального рассмотрения этих вопросов на будущих конференциях или проведения специальной конференции, посвященной вопросам правового регулирования подготовки научных работников высшей квалификации.

Оживленная дискуссия по вопросам совершенствования организационных и правовых условий эффективного развития национальной системы подготовки научных работников высшей квалификации, развернувшаяся на конференции 2008 г., свидетельствует о насущной необходимости решения многочисленных проблем, накопившихся в данной области. По нашему мнению, в настоящее время следует уделить вопросам совершенствования правовой базы подготовки научных кадров высшей квалификации более пристальное внимание, в частности, организовать проведение специальных республиканских семинаров и конференций, обеспечить издание регулярных тематических сборников нормативных правовых актов и т. п.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что ежегодные международные научно-практические конференции по проблемам подготовки кадров высшей квалификации в современных условиях вызывают возрастающий интерес со стороны научной общественности, вузов, научно-исследовательских организаций не только Беларуси, но и стран СНГ.

Можно заключить, что ежегодные научно-практические конференции по подготовке научных работников высшей квалификации способствуют разработке предложений по совершенствованию системы послевузовского образования, изучению и обмену республиканским и международным опытом по данной проблематике, обеспечивают информирование общественности о состоянии вопросов подготовки кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом.


Литература:

1. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики» / Под ред. И.В. Войтова и др. — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 146 с.
2. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 200 с.
3. Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / Под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. — 316 с.
4. Материалы республиканского семинара «Правовое регулирование вопросов подготовки научных работников высшей квалификации», г. Минск, 25 июня 2008 г. // http://www.belisa.org.by/ru/news/stnews/policy/sem_25_06_2008.html.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА