БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(8) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(8) 2008

Современное состояние и развитие регионального научно-инновационного потенциала Республики Беларусь

06 января 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 2(8)]


Д.И. Алёхин,
заведующий отделом проблем научно-технической и инновационной политики ГУ «БелИСА», канд. социол. наук


В условиях глобализации экономики и перехода Республики Беларусь на инновационный путь развития существенно возрастает роль регионального научно-инновационного потенциала как важнейшего фактора в обеспечении экономического роста страны.

Оценивая научно-инновационный потенциал как упорядоченную совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности, следует выделить и проанализировать развитие наиболее важных его составляющих, которыми являются:

  • организации, выполнявшие научные исследования и разработки;
  • кадровый научно-исследовательский потенциал;
  • материально-техническая база (МТБ) научно-инновационной сферы;
  • финансовая система научно-инновационной сферы;
  • организации, создающие передовые производственные технологии, и инновационно активные предприятия;
  • состояние и развитие инновационной инфраструктуры.

Исходя из оценки результатов инновационной деятельности в республике с начала нового века, можно сделать общий вывод, что среди регионов наиболее высокий научно-инновационный потенциал имеют г. Минск и Гомельская область, а наиболее низкий — Гродненская и Брестская области.

Инновационное развитие тесно связано, прежде всего, с состоянием и перспективами прогресса в научной сфере, в том числе региональных научных организаций. Сохраняя традиционные пропорции в распределении отраслевых организаций и кадрового ресурса, региональное размещение научно-технического потенциала в целом остается консервативным (табл. 1). Статистика показывает, что более 75% исследовательского потенциала сосредоточено в г. Минске, около 25% — в областях Республики Беларусь, главным образом, в областных центрах. За г. Минском по размеру располагаемого научно-технического потенциала следует Гомельская область — около 10%.

Таблица 1

Число организаций и численность исследователей по регионам Республики Беларусь

Регион Число организаций, выполнявших
научные исследования и разработки, % к итогу
Численность исследователей, % к итогу
2001 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2001 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Республика Беларусь 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
области:                
Брестская 5,0 5,6 5,3 6,2 1,1 1,7 1,9 1,7
Витебская 8,7 9,0 8,3 8,5 3,1 4,3 3,8 4,0
Гомельская 9,4 8,4 8,0 7,9 7,5 7,9 7,1 9,5
Гродненская 4,3 4,0 3,9 4,4 1,5 1,3 1,6 1,5
г. Минск 61,9 62,7 63,3 61,2 80,0 78,7 79,6 75,2
Минская 5,4 5,9 7,1 7,6 5,1 4,5 4,5 6,1
Могилевская 5,4 4,4 4,1 4,1 1,7 1,6 1,5 2,0


По состоянию на конец 2007 г. основное число научных организаций располагалось в г. Минске (см. рисунок).

 

 Распределение научных организаций по областям Республики Беларусь в 2007 г.


В столице традиционно сконцентрировано большинство научных организаций — 208 (61,0% от их общего количества), это отраслевые научно-исследовательские институты, ведущие вузы страны, научные учреждения НАН Беларуси.

На начало 2007 г. кадровый потенциал научно-инновационной сферы Республики Беларусь характеризовался следующими данными: численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составляла 30,5 тыс. чел., из которых 18,5 тыс. чел. (60,5%) — исследователи, 2,26 тыс. чел. (7,4%) — техники, 5,7 тыс. чел. (18,7%) — вспомогательный персонал, 4,0 тыс. чел. (13,3%) — прочие работники.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, в целом по республике увеличилась на 2,4% (табл. 2). При этом основной рост численности исследователей наблюдался в г. Минске (336 человек), в то время как в Брестской и Гродненской областях их количество сократилось.

Таблица 2

Численность и состав работников, выполнявших научные исследования и разработки,  
в разрезе областей Республики Беларусь

Регион

Численность работников,
выполнявших научные исследования и разработки, человек

2000 г. 2003 г. 2006 г. 2007 г.
Республика Беларусь 32926 29981 30544 31294
области:        
Брестская 501 390 547 527
Витебская 1293 1009 1180 1243
Гомельская 3117 2996 2701 2980
Гродненская 524 468 488 470
г. Минск 24556 22669 23209 23545
Минская 2254 1881 1892 1903
Могилевская 681 568 527 626

По сравнению с 2005 г. региональная структура кадров науки в принципе не изменилась. Наибольший удельный вес работников, выполнявших научные исследования и разработки, приходится на г. Минск (76,0%; в 2005 г. — 75,5%), наименьший на Брестскую (1,8%; в 2005 г. — 1,6%), Гродненскую (1,6%; в 2005 г. — 1,4%) и Могилевскую (1,7%; в 2005 г. — 1,7%) области.

Наиболее высоким уровнем квалифицированных кадров (докторов и кандидатов наук) располагает также г. Минск (в 2007 г. их доля в общей численности научного персонала составила 16,9%), что на 4 процентных пункта выше, чем в среднем по республике.

Стоимость основных средств научных исследований и разработок в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в расчете на одного работника во всех областях, за исключением Брестской, увеличилась. Вместе с тем, в последние годы наблюдается некоторая отрицательная тенденция к снижению численности работников в расчете на 10 000 занятых в экономике (за исключением Брестской области). Как положительную тенденцию можно отметить рост объемов финансирования научных исследований и разработок в расчете на одного работника и некоторое увеличение среднего уровня оплаты труда в отрасли (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика научной деятельности по областям Республики Беларусь

Регион Численность работников в расчете на 10 000 занятых в экономике, человек Стоимость основных средств научных исследований и разработок в расчете на одного работника, тыс. руб. Объем финансирования научных исследований и разработок в расчете на одного работника, тыс. руб. Средний уровень заработной платы работников, тыс. руб.
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
Республика Беларусь 69 67 37519 40976 14744 17994 413,1 524,6
области:                
Брестская 7 9 37824 33460 11663 13247 261,5 267,6
Витебская 24 20 23668 41437 11024 16262 223,9 297,5
Гомельская 46 40 38540 49963 15124 18244 455,8 554,8
Гродненская 9 10 66225 85663 18977 23311 294,3 465,4
г. Минск 228 224 39319 40157 14984 18102 425,4 548,2
Минская 29 27 16529 27016 12545 15607 444,8 449,6
Могилевская 12 11 37055 43821 17909 23634 244,8 422,0


Следует отметить, что в последние годы (начиная с 2003 г.) постепенно увеличиваются бюджетные ассигнования на развитие МТБ науки. Так, если в 2003 г. на обновление МТБ было направлено 8,1% объема средств республиканского бюджета, предназначавшихся на финансирование науки в целом, то в 2006 г. данный показатель составил уже 11%.

С учетом стоящих исследовательских задач структура затрат на исследования и разработки в 2007 г. в региональном разрезе выглядела следующим образом (табл. 4).

Таблица 4
Затраты на научные исследования и разработки по областям Республики Беларусь  в 2007 г. (млн руб.)

Показатель Всего
по республике
В том числе
Брестская обл. Витебская обл. Гомельская обл. Гродненская обл. г. Минск Минская обл. Могилевская обл.
Затраты на научные исследования и разработки, всего 1039775 7478 24099 352188 10011 589350 36469 20180
     в том числе:                
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, всего 934761 6847 19212 348835 9665 498661 32596 18945
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки 606781 6745 17064 61212 8163 464614 31412 17571
     из них:                
расходы на оплату труда 291830 3638 8047 25816 3742 226610 16207 7770
в том числе работникам, выполнявшим научные исследования и разработки 225079 2141 4585 21077 2566 178090 13077 3543
Капитальные затраты на научные исследования и разработки 327980 102 2148 287623 1502 34047 1184 1374
Внешние затраты на научные исследования и разработки 105014 631 4887 3353 346 90689 3873 1235

 
Характеризуя региональный научно-инновационный потенциал, следует отметить сложившуюся положительную динамику в численности организаций, создающих передовые производственные технологии (табл. 5).

Таблица 5
Распределение организаций, создавших передовые производственные технологии,
по областям Республики Беларусь

Регион Число организаций, создавших передовые производственные технологии Число созданных передовых производственных технологий
2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.
Республика Беларусь 112 119 370 425
области:        
Брестская 9 7 17 15
Витебская 5 6 10 20
Гомельская 14 17 52 70
Гродненская 1 2
г. Минск 62 69 237 274
Минская 15 15 43 28
Могилевская 6 5 9 18

Инновационный потенциал регионов во многом определяется также возможностями и способностью предприятий создавать и использовать новые технологии. Развитие таких инновационно активных предприятий на местах оказывает благотворное влияние на развитие экономики региона в целом. Наибольшее их число находится в г. Минске (81 предприятие), Брестской (72) и Минской (63) областях, наименьшее — в Гродненской (36) и Витебской (38) областях (табл. 6).

Таблица 6

Распределение инновационно активных предприятий по регионам Республики Беларусь, %

Регион Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Брестская область 20,9 19,4 14,4 16,7 18,9 18,9
Витебская область 11,7 10,2 10,3 9,8 10,8 10,0
Гомельская область 12,3 10,5 14,0 13,2 13,0 11,8
Гродненская область 9,9 11,8 9,2 12,6 11,8 9,5
г. Минск 23,3 25,5 27,7 23,2 21,3 21,3
Минская область 15,4 13,4 15,8 16,7 14,2 16,6
Могилевская область 6,5 9,2 8,6 7,8 10,0 11,8
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0


Основным видом инновационной деятельности для большинства инновационно активных предприятий является приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (по состоянию на конец 2007 г. этим занимались 73,2% инновационно активных предприятий), затем следуют исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (44,2%), 16,7% инновационно активных предприятий занимались производственным проектированием и другими видами подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрением новых услуг или методов их производства (передачи).

Важным инструментом реализации региональной научно-инновационной политики в области освоения результатов научно-технической деятельности, реализации инноваций, становления и развития Национальной инновационной системы (НИС) и научно-инновационного потенциала является инновационная инфраструктура.

В настоящее время основными элементами инновационной инфраструктуры Республики Беларусь являются:

  • научно-технологические парки (технопарки);
  • инновационные центры;
  • центры трансфера технологий;
  • информационные и маркетинговые центры;
  • бизнес-инкубаторы;
  • научно-технические библиотеки;
  • научно-производственные центры;
  • специализированная финансовая инфраструктура;
  • специализированные организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для инновационной сферы.

Региональная инновационная инфраструктура как важнейший сегмент НИС в последние годы развивается наиболее активно. В настоящее время в стране функционируют 10 технологических парков, Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы. В целом в республике создано более 80 различных структур (Парк высоких технологий, 10 научно-технологических парков, 56 научно-производственных центров, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд, 10 информационных и маркетинговых центров, 9 бизнес-инкубаторов и др.), работающих в сфере информационного, консультационного, организационного и иного обеспечения инновационной деятельности.

Наиболее развита инновационная инфраструктура в системе высшей школы. Так, на сегодняшний день на базе вузов страны созданы 29 субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе 6 научно-технологических парков, 2 инновационных центра, 10 специализированных центров трансфера технологий по приоритетным направлениям научно-технического развития, 3 региональных отделения РЦТТ, 3 региональных центра маркетинга, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок Министерства образования, 2 центра международного сотрудничества (Белорусский центр научно-технического сотрудничества с провинцией Хэнань КНР и Белорусско-Латвийский центр трансфера технологий), 3 специализированных центра (при вузах), осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для инновационной сферы. Кроме того, в системе высшей школы успешно функционируют инновационные предприятия, основной целью деятельности которых является освоение и использование результатов научно-технической деятельности вузов страны в целях повышения конкурентоспособности белорусской экономики и увеличения объемов экспорта наукоемкой продукции.

Высоким потенциалом развития инновационной инфраструктуры обладает Национальная академия наук Беларуси. В настоящее время в ее состав входят следующие субъекты:

  • инновационная ассоциация «Академтехнопарк»;
  • РЦТТ, являющийся структурным подразделением инновационной ассоциации «Академтехнопарк»;
  • 5 региональных отделений и 9 филиалов РЦТТ;
  • 1 инновационный центр.

Также в системе НАН Беларуси для внедрения научных разработок, передаваемых на договорной основе ее научными учреждениями и организациями, создано 35 малых научно-инновационных предприятий.

В целом по республике следует отметить большой положительный опыт работы следующих субъектов инновационной инфраструктуры:

  • ЗАО «Технологический парк Могилев»;
  • ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ “Метолит”»;
  • местный фонд «Научно-технологический парк»;
  • научно-технологический парк СООО «Арвит-авто»;
  • ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр»;
  • ООО «Брестский инновационный бизнес центр»;
  • ассоциация приборостроительных организаций «Инновационный центр приборостроения»;
  • РЦТТ.

С каждым годом инновационная инфраструктура развивается, появляются новые субъекты. На государственном уровне разрабатывается система мер по ее совершенствованию. Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. № 12 был создан Парк высоких технологий, который должен в перспективе стать мощным структурным компонентом НИС в целом и развивающим элементом инновационной инфраструктуры в частности. В целях формирования механизма координации деятельности субъектов инновационной инфраструктуры и государственно-частного партнерства в инновационной сфере Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь разработан и внесен на рассмотрение Правительства проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О создании Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры». Принятие этого документа позволит существенно активизировать становление и развитие инновационной инфраструктуры в целом и укрепление научно-инновационного потенциала регионов республики в частности.

Как представляется, в перспективе основными общими направлениями развития научно-инновационного потенциала для всех регионов нашей страны станут:

  • рост числа региональных научных организаций и укрепление их материально-технической базы;
  • усиление кадрового потенциала научно-инновационной сферы, в первую очередь за счет роста численности высококвалифицированных кадров (кандидатов и докторов наук) и исследователей;
  • увеличение бюджетных ассигнований на развитие науки и более активное привлечение инвесторов;
  • сохранение положительной динамики численности организаций, создающих передовые производственные технологии, и рост числа инновационно активных предприятий, в первую очередь за счет создания благоприятного экономического климата;
  • эффективная реализация на региональном уровне Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы (вследствие чего в целом по стране значительно возрастет доля конкурентоспособных производств и технологий. К 2010 г. будут увеличены финансовые затраты на исследования и разработки из всех источников (в 2,5–3 раза); достигнуто увеличение до 19% удельного веса выпуска новой продукции; доля сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции должна составить не менее 70%);
  • увеличение роста инновационной активности реального сектора экономики;
  • использование средств инновационных (венчурных) фондов для решения региональных задач обновления основных производственных фондов коммунальных предприятий на новой технологической основе;
  • приоритетное инвестирование в развитие высокотехнологичных производств;
  • создание территориальных инновационных кластеров;
  • дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, создание территориальных зон высоких технологий и инновационного предпринимательства.


Литература:
1. Инновационный потенциал регионов Республики Беларусь [Текст] / В.Ф. Банев, С.А. Пелих // Экономика региона: учеб. пособие. — Минск, 2007. — С. 182–188.
2. Ковалев М.М., Шашко А. Развитие инновационного потенциала регионов Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. — 2004. — № 38–39 (298–299).
3. Регионы Республики Беларусь: Стат. сб. / Министерство стат. и анализа Республики Беларусь. — Минск, 2007.
4. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2006 года: Аналитический доклад / А.Н. Коршунов [и др.]. — Минск: ГУ «БелИСА», 2007. — 316 с.
5. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2005: Стат. сб. / Подг. Тамашевич В.Н. и др. — Минск: ГУ «БелИСА», 2006. — 204 с.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА