БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(3) 2005
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 2(3) 2005

Содружество выбирает военно-техническое сотрудничество

05 сентября 2005 г.


Н.Н. Швец, Помощник генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», кандидат экономических наук


Несмотря на существующие проблемы, интеграционные процессы на постсоветском пространстве приобретают все больший динамизм. Они охватывают различные сферы, в том числе военную и военно-техническую. О сегодняшнем дне и перспективах взаимодействия стран СНГ в области военно-технического сотрудничества рассказывает кандидат экономических наук, профессор Академии военных наук, помощник генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Николай Швец.


— Какое место в военно-техническом сотрудничестве России занимают государства-участники Содружества Независимых Государств?

— Конечно же приоритетное. Страны Содружества входят в сферу особых интересов Российской Федерации. Само собой разумеется, что этим же интересам подчинена внешнеэкономическая деятельность ФГУП «Рособоронэкспорт». СНГ — это не только значительная часть рынка, это еще и реально действующий механизм реализации идеи содружества в военно-технической сфере.

Не все здесь просто и однозначно. С распадом СССР раскололась существовавшая в прежнем правовом пространстве система военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Во-первых, разрушилась когда-то цельная система управления ОПК единой страны. Во-вторых, многие кооперационные связи по разработке и производству вооружений утрачены. Произошел разрыв некогда единых технологических цепочек. В техническом сопровождении эксплуатации военной техники появилось множество проблем.

Ситуацию также усложнили допущенные странами СНГ ошибки в процессе создания своих систем и организационных структур ВТС, а также конкуренция между ними на мировом рынке вооружения, погоня за сиюминутной прибылью в ущерб стабильности и перспективности.

В настоящее время ряд государств Содружества, уже исчерпавших потенциал свободной конкуренции между собой, наконец-то, стали осознавать, что пора объединять свои усилия в сфере военно-технического сотрудничества, координировать совместные действия на мировом рынке вооружения.

Экономические расчеты, да и внешнеторговая практика, показывают, что только за счет снижения уровня конкурентной борьбы между странами СНГ можно обеспечить 10–20%-ное увеличение интегрального объема выручки от ВТС. При этом наибольший прирост эффективности, как показали проведенные исследования, достигается за счет увеличения серийности производства образцов вооружения и военной техники экспортного номенклатурного ряда.

В связи с этим, пока дезинтеграционные процессы не достигли запредельно–критической черты и все еще сохраняется определенная общность интересов большинства стран СНГ в областях обороны, коллективной безопасности, торговли вооружениями, необходимо принять адекватные и комплексные меры по повышению эффективности ВТС России с этими странами и ВТС СНГ в целом. В противном случае, военно-техническое кооперационное пространство СНГ может не состояться. А для России это чревато окончательной утратой важнейшего регионального сегмента рынка ПВН.

Вот почему важнейшей задачей сегодня является формирование на пространстве СНГ полноценного сегмента мирового рынка вооружений и формирование интегрированной системы военно-технического сотрудничества государств Содружества. А то, что для достижения этой цели созрели организационные и экономические условия мы всякий раз убеждаемся на совместных учениях соединений и частей объединенной системы ПВО государств-участников (ОС ПВО) СНГ с боевой стрельбой. В том числе в рамках состоявшейся в апреле с.г. командно-штабной тренировки ОС ПВО СНГ. Подготовлен пакет документов по созданию единой региональной системы ПВО Белоруссии и России в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. Надеюсь, что самые лучшие средства ПВО, разработанные и произведенные в рамках российско-белорусского военно-технического сотрудничества, в недалеком будущем найдут свою боевую прописку в системе ПВО Союзного государства.


— Существует ли какая-либо связь между интеграцией систем ВТС и восстановлением кооперационных связей между оборонными отраслями промышленности в масштабе СНГ?

— Естественно. Связь непосредственная. Прежде всего необходимо иметь в виду, что объединение национальных систем ВТС Содружества само по себе, в отрыве от межгосударственного кооперирования ОПК стран-партнеров, ничего не даст. Интеграция систем ВТС предполагает формирование интегрированных оборонно-промышленных структур СНГ.

Сегодня сверхзадача заключается в следующем. Необходимо сохранить СНГ в качестве одного из ведущих в мире военно-промышленных центров, наряду с Западной Европой и США. Выйдя из единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза, государства СНГ во многом сохраняют сложившиеся десятилетиями тесные хозяйственные связи, одинаковые стандарты, более или менее общие хозяйственные системы. И этим шансом необходимо воспользоваться!

Примерно 500 оборонных предприятий России имеют кооперационные связи с более чем 1200 хозяйствующими субъектами государств СНГ. Так, в кооперации по производству ЗРК С–300ПМ участвуют 103 предприятия, которые находятся кроме России в Армении, Белоруссии и Украине, а истребителей МиГ–29 — 568 предприятий всех стран СНГ.

Вместе с тем, в кардинально новой ситуации от прежних, свойственных «советскому периоду» внешнеторговых отношений необходимо перейти к современным формам международной военно-промышленной кооперации и на их основе к формированию синтезированной модели военно-технического сотрудничества СНГ с третьими странами.


— Николай Николаевич, какие правовые акты необходимы для создания интегрированной системы ВТС СНГ?

— Интеграционные процессы в сфере ВТС охватывают, прежде всего, те государства Содружества, которые входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Анализ показывает, что производственные мощности этих стран не конкурируют, а дополняют друг друга. Особенно в аспекте двусторонних отношений.

Положительным примером тесной кооперации в сфере ОПК является сотрудничество между Россией и Украиной. Так, с 1999 г. между Россией и Украиной действует соглашение, закрепляющее на длительную перспективу производственные и научно-технические кооперационные связи российских и украинских оборонных предприятий, имеющих уникальные специализированные производства. ОПК Украины и России уже вплотную подошли к объединению усилий не только по каким-то отдельным проектам, но и в направлении создания совместных предприятий и промышленно-финансовых групп в оборонно-промышленном комплексе. Совместные структуры, как ожидается, могут быть созданы в таких областях, как бронетехника и боеприпасы, связь и электронная промышленность, модернизация боевых самолетов и вертолетов. По признанию украинских экспертов, в 2001 году именно за счет научно-технической кооперации с российским ОПК Украине удалось на несколько процентов увеличить объемы военного экспорта.

Межгосударственная оборонно-промышленная интеграция в свою очередь ведет к сближению национальных систем ВТС России и Украины. Вначале появилось соглашение о сотрудничестве между спец-экспортерами — ФГУП «Рособоронэкспорт» и ГК «Укрспецэкспорт», затем был создан совместный координационный центр по ВТС с задачами отработки наиболее перспективных российско-украинских проектов в военно-технической сфере, оперативного решения возникающих проблем.

С 2003 г. проходят практические конференции представителей оборонных отраслей промышленности Российской Федерации и Украины. Они стали эффективным инструментом реализации достигнутых на высшем уровне договоренностей по широкому спектру вопросов двусторонних отношений в сфере развития и реформирования оборонных отраслей промышленности и военно-технического сотрудничества.

Подобные процессы происходят и в направлении украино-белорусских связей. Так, Украина и Беларусь создали межправкомиссию по ВТС. Белорусы, насколько нам известно, хотели бы провести модернизацию парка своих военных вертолетов, используя двигатели украинских предприятий. В свою очередь Украине требуются системы управления вооружением и военная оптика белорусского производства. И это нормально. А цель для всех членов СНГ фактически одна — сформировать единое технологическое и общее информационное пространство. Причем центральным звеном в области ВТС стран СНГ де-факто является Россия. С Россией больше всего идет взаимодействие.


— Можно ли назвать примеры межгосударственных оборонно–промышленных структур в СНГ?

— Ярким примером формирования организационных механизмов в Содружестве может служить Межгосударственная финансово–промышленная группа «Оборонительные системы», созданная в соответствии с соглашением между правительствами России и Белоруссии 11 февраля 2000 г. Управляющей компанией МФПГ является ОАО «Оборонительные системы». В группу входят 15 субъектов хозяйствования со стороны России и 4 субъекта хозяйствования со стороны Белоруссии. В основе МФПГ — реально существующая кооперация между российскими и белорусскими предприятиями в рамках разработки, производства и модернизации средств ПВО.

Уже есть первые положительные результаты деятельности этой МФПГ, например создание модернизированного зенитного ракетного комплекса «Печора–2М». Этот совместный образец вооружения отличается от базового варианта тем, что имеет мобильное базирование, увеличенное в два раза количество пусковых установок (вместо четырех — восемь), в пять раз большую наработку на отказ и в два раза большую дальность обнаружения цели в условиях воздействия помех. Снижение в 8–10 раз номенклатуры запчастей упрощает систему поставки и обеспечения и снижает расходы на эксплуатацию системы.

В настоящее время в кооперацию по созданию ЗРК «Печора–2М» входят 27 головных предприятий, в числе которых 3 белорусских. ФГУП «Рособоронэкспорт» уже подписало контракт на модернизацию «Печоры» для одной из ближневосточных стран. Потенциальный рынок обладает емкостью около 400 комплексов, эксплуатируемых в 35 странах.


— За счет чего может быть увеличена эффективность объединенной системы ВТС СНГ?

— Прежде всего, за счет оптимизации процессов разработки и производства продукции военного назначения на оборонных предприятиях стран СНГ, а также вследствие снижения издержек производства. Повышая серийность образцов и снижая их себестоимость, в интегрированной системе будут снижены затраты ресурсов на создание современных образцов военной продукции.

В ФГУП «Рособоронэкспорт» при поддержке науки разработаны военно-экономические методы выбора приоритетных образцов вооружения с целью продвижения на мировой рынок. Речь идет о производстве в странах СНГ, как правило, однотипных образцов, имеющих сходные конструктивные решения.

Здесь логика простая. Образец оружия, который наиболее полно отвечает требованиям мирового рынка, должен приниматься странами СНГ в качестве основного образца как для оснащения национальных вооруженных сил, так и для экспорта в третьи страны. При этом предприятия, которые изготавливают финальные изделия, должны определяться в качестве базовых для обеспечения их экспортных поставок.

То же самое и при совместном выходе на рынки модернизации вооружения и военной техники российского (советского) производства, при совместном создании высокотехнологичного вооружения с государствами, которые имеют значительные финансовые ресурсы. Большой модернизационный потенциал у мировых парков самолетов МиГ–21, МиГ–23, МиГ–29, Су–22, Су–27, вертолетов Ми–17, Ми–24, танков Т–55, Т–72.


— Можете ли назвать механизмы, использование которых ускорит создание системы ВТС Содружества Независимых Государств?

— Принятие и реализация этих механизмов — не чья-то прихоть и наше желание, это объективный фактор и закономерность развития интеграционных процессов в СНГ.

Созданию единого технологического пространства будут способствовать стратегическое планирование номенклатуры вооружения и военной техники, обмен технологиями, венчурный бизнес, технологические менеджмент и маркетинг.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА