БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009

Роль науки в национальной инновационной системе

09 июля 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 1(10)]


Гусейнова Арзу Догру кызы, первый заместитель директора Центра научных инноваций Национальной академии наук Азербайджана, канд. экон. наук


Целью государственной политики в области развития науки и технологий провозглашается переход к инновационному пути развития страны. Одна из важнейших задач для достижения этой цели — укрепление научно-исследовательского сектора.

В настоящее время в Азербайджанской Республике идет совершенствование структуры научно-исследовательских учреждений, определяются принципиально новые подходы и организационные формы развития и полномасштабного использования научного и технологического потенциала страны в тесной взаимосвязи с реформами в системе государственного управления, развитием демократических институтов и структурными преобразованиями в экономике. Эта новая структура организации научно-технической деятельности создает широкие возможности в объединении и концентрации интеллектуальных сил и материальных ресурсов для осуществления крупных научных программ, технологических проектов, направленных на решение самых важных для национальных интересов страны задач, обеспечивает устранение параллелизма и мелкотемья, междисциплинарных и межведомственных барьеров.

В ближайшее время ожидается интенсификация работ в области внедрения систем компьютерного управления и компьютерного обмена данными. Это связано с тем, что в последние годы в Азербайджане активно ведутся работы в области совершенствования законодательной базы, которая призвана обеспечить надежные механизмы и правила взаимодействия субъектов электронного правительства, а также с ростом интереса государственных и бизнес-структур к новым компьютерным технологиям и системам компьютерного управления. К числу значимых достижений в этом направлении можно отнести принятие законов Азербайджанской Республики «Об электронной подписи» и «Об электронном документе», подготовку проекта закона «О защите персональных данных в системе электронного управления», других нормативных актов, регулирующих механизмы обмена данными между органами государственной власти и иными субъектами электронного управления.

Необходимо продолжить отработку новых подходов к системе государственного управления развитием науки и технологий, направленных на переход от управления деятельностью научных организаций к созданию необходимых правовых, социальных, экономических и организационных условий научной и инновационной деятельности.

Для развития науки и высоких технологий в республике ставятся следующие задачи:

  • обновление информации, хранящейся в тематических и информационных фондах страны, объединение их в единый национальный информационный ресурс и создание новых информационных фондов;
  • разработка методов защиты информации, обмен информацией по межгосударственным стандартам;
  • создание каталогов национальных баз данных;
  • обеспечение государственной политики по развитию локальных и глобальных (Интернет) компьютерных сетей с учетом национальных характеристик;
  • рациональное планирование научных исследований и их финансирование;
  • улучшение системы подготовки и аттестации научных кадров;
  • выбор эффективных методов внедрения в производство научных достижений и технологий.

Следует учесть, что динамика развития науки и техники в виде концептуальной модели отражается в информационном потоке документов, который включает в себя не только средства ввода и редактирования данных, но и инструменты анализа введенных пользователями данных и средства представления их в более удобном для восприятия виде (графики, сводные таблицы, отчеты), позволяющем принимать обоснованные решения.

В целях дальнейшего совершенствования управления, повышения качества информационного обслуживания в отрасли, в стране созданы автоматизированные системы по сбору, хранению и обработке различных видов документов. В Центре научных инноваций (ЦНИ) Национальной академии наук Азербайджана созданы несколько таких систем, одной из которых является автоматизированная информационно-аналитическая система (ИАС) «Наука и инновации». Эта система с механизмом ведения распределенных информационных ресурсов о научно-технической деятельности субъектов инновационных проектов носит динамичный, адаптивный характер и позволяет:

  • осуществлять сбор первичной информации по научно-исследовательским работам и инновационным проектам в стране;
  • обеспечивать эффективное хранение и защиту информационных баз данных;
  • обеспечивать дифференцированный доступ к информации и сервисным услугам;
  • выдавать информацию по запросам пользователей в структурированном виде;
  • отслеживать информацию по научно-исследовательским работам и инновационным проектам;
  • обеспечивать эффективную реализацию основных функций аналитического обеспечения на всех этапах инновационной деятельности;
  • обеспечивать аналитическую обработку информации с учетом особенностей и потребностей конкретного потребителя.

Использование ИАС позволяет в ходе проведения информационно-аналитических работ обеспечить выполнение следующих функций информационно-инновационной деятельности:

  • выявление, изучение и систематическое уточнение потребностей руководящих работников и специалистов предприятий в научно-технической, технологической и экономической информации;
  • осуществление сбора, оценки, анализа и обобщения отечественных и зарубежных информационных ресурсов научно-технических, производственных и экономических достижений, организация специальной информации для обеспечения инновационных процессов производства;
  • накопление и анализ сопоставимых данных по научно-исследовательским работам и инновационным проектам;
  • удовлетворение заявок предприятий и организаций на анализ научно-технической, технологической и экономической информации;
  • печать реферативных журналов.

Интегрированное хранилище данных ИАС «Наука и инновации» включает взаимосвязанные поля записей, описывающих финансовые параметры проектов. На основе первичной информации можно организовать следующие информационно-аналитические процессы:

  • научно-техническую экспертизу инновационного проекта, определение приоритетных направлений;
  • подготовку ежегодного бюллетеня по инновационным проектам;
  • финансово-экономическую экспертизу инновационного проекта;
  • маркетинговые исследования инновационного проекта;
  • передачу и внедрение инновационного проекта;
  • определение научно-кадрового потенциала;
  • учет, охрану и введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

Сегодня перед ЦНИ поставлены новые требования. Более глубокий анализ научных исследований позволяет автоматически выявить параллелизм и дублирование выполняемых тем, научный кадровый и финансовый потенциал научных учреждений и многие другие фактографические и статистические показатели науки в республике. Результат проводимых работ в ЦНИ позволяет определить новые направления:

  • проведение сбора, создание банка данных и проведение на этой базе анализа НИОК(Т)Р страны;
  • проведение сбора, создание банка данных и проведение на этой базе анализа научно-кадрового потенциала страны;
  • проведение сбора, создание банка данных и проведение на этой базе анализа инновационных проектов республики;
  • анализ результатов выполненных работ по направлениям: а) теоретические, б) прикладные, в) инновационные.

В целях выявления инновационного потенциала научных учреждений страны были разработаны две формы для сбора информации об имеющихся инновациях. В первой форме рассматривались следующие параметры: название, источник финансирования, объем финансирования, период выполнения работы, количество работников.

Эти формы были разосланы в 87 научных учреждений академического, вузовского и отраслевого секторов науки. После получения информации выявилась следующая картина: из 87 организаций лишь в 11 имеются 112 инновационных работ, готовых к внедрению. По остальным организациям некоторые прислали план научно-исследовательских работ, а некоторые отказ.

Для продолжения анализа была разработана еще одна форма и разослана в 20 научно-исследовательских организаций НАН Азербайджана и 10 министерств. В этой форме были указаны следующие параметры: название, цель, краткое содержание, этап готовности к внедрению, патентная охрана, приблизительная стоимость внедрения, область применения, уровень инновации. По полученной информации было весьма сложно оценить состояние инноваций в республике. Часть организаций сообщили об отсутствии инновационных работ, другие включили в форму работы, не являющиеся инновациями. Прислали ответ 28 организаций из 5 министерств. Дали ответ Министерство здравоохранения, Министерство образования, Азерэнерго, Министерство оборонной промышленности и некоторые институты НАН Азербайджана — всего 28 ведомств (табл. 1, рис. 1). Всего в списке 147 работ, сколько из них являются инновациями, могут ответить лишь эксперты.  

Таблица 1

Количество инновационных работ по ведомствам

Ведомство Количество тем
Азерэнерго 5
Министерство здравоохранения 66
Министерство образования 18
НАН Азербайджана 33
ОАО мелиорации и водного хозяйства 23
Министерство оборонной промышленности 2
Всего 147

 

 

Рис. 1. Распределение инновационных работ по ведомствам


Как видно из данных табл. 2 и рис. 2, больше всего работ в отрасли биологических наук, из них 66 относятся к медицине. На втором месте технические науки.

Таблица 2

Распределение инновационных работ по отраслям науки

Отрасли науки Количество тем
Физико-математические и технические 42
Химические 13
Науки о Земле 6
Биологические 69
Гуманитарные 11
Межотраслевые 6
Всего 147

  

Рис. 2. Распределение инновационных работ по отраслям науки


Как видно из присланных форм, многие организации не всегда могут отделить научно-технический продукт от инновационной работы. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации.

За прошедшие годы в ЦНИ зарегистрированы 8774 научно-исследовательских работ (из них 3846 относятся к 2001–2007 гг.) из 145 научных учреждений. В государственный фонд принято 7964 отчетов (из них 4263 относятся к 2001–2007 гг.). Только в 2006 г. было зарегистрировано 1419 НИР и принято 1335 отчетов. За 2007 г. в фонд было принято 1239 отчетов (из них 1065 годовых и 174 заключительных) и зарегистрировано 439 НИР (рис. 3). Из этих работ за счет средств госбюджета выполнялись 41,1%, за счет внебюджетных средств — 10,3%, остальные работы смешанного финансирования.

  

Рис. 3. Динамика регистрации НИОК(Т)Р и приема отчетов


В НИР по разным направлениям участвуют 16 101 научный работник, из них 1477 докторов и 6410 кандидатов наук.

Для изменения ситуации требуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех субъектов хозяйствования. Прежде всего необходимо разработать стратегию активизации технологической инновационной деятельности, то есть прикладных исследований на коммерческой основе, которые становятся частью нормальной рыночной экономики.

На сегодняшний день основными проблемами научно-исследовательского сектора являются: старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи; моральное и физическое старение научно-производственной базы; неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов; оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.

По Указу Президента Азербайджанской Республики от 15 мая 2007 г. на Национальную академию наук Азербайджана возложена обязанность изучить развитие наукоемких отраслей и новейшие технологии и инновации разных государств.

Для реализации данного поручения республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным механизмом такого перевода, как показывает мировой и отечественный опыт, должна стать национальная инновационная система — современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Основными задачами активизации инновационной деятельности являются:

  • построение национальной инновационной системы;
  • формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды;
  • модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых высоких технологий;
  • достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики;
  • повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности;
  • развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Решение проблем повышения эффективности научно-технического потенциала и обеспечения национальной технологической безопасности предполагает введение системы учета и контроля процесса трансферта отечественной и импортируемой технологии. Достижению этой цели мог бы содействовать структурированный по отраслям и постоянно пополняемый банк технологий, пользователями которого на коммерческой основе могли бы быть организации, учреждения и предприятия всех форм собственности. Практическая реализация этой идеи выдвигает проблему создания эффективного механизма включения банка технологий в процессе распространения инноваций внутри страны и за рубежом, а также воспроизводства научно-технического потенциала страны.

Одним из приоритетных направлений развития Азербайджана является развитие отечественной науки, в том числе нанотехнологий как научно-технологического прорыва. Для расширения возможности применения новых технологий создается соответствующее информационно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности.

Учитывая важность развития инновационных процессов по приоритетным направлениям науки, в республике создаются системы обмена научно-технической информацией.

Следует отметить, что рыночные элементы инновационной сферы в Азербайджане уже существуют: появились частные предприятия, крупные приватизированные производства освободились от опеки государства в распределении прибыли, имеется создававшийся десятилетиями научно-технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных проектов. Тем не менее, инновационный механизм не работает. Ресурсы и возможности существуют сами по себе, в отрыве от структурных преобразований экономики, а последние практически не повышают эффективность производства, т. е. не выполняют той задачи, ради которой начинались экономические реформы. Поэтому инновационная политика должна быть направлена на системный  подход к циклам «НТП — инновации — воспроизводство» и обеспечивать интеграцию всех элементов инновационного процесса в единый механизм, способный не только поглощать ресурсы, но и выдавать в качестве результата успешно реализованные проекты не только в единичных экземплярах, но и серийно.

Одной из возможных мер по стимулированию инвестиций в научно-технические разработки может стать решение о направлении 0,5–1% прибыли предприятий от реализации товаров и услуг на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций. При этом, в соответствии с принципами либеральной экономики, предприятия могли бы расходовать указанные средства по собственному усмотрению, исходя из интересов обеспечения прибыли и повышения конкурентоспособности своей продукции на рынке. У них появится возможность и необходимость размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в Национальной академии наук, вузах или проводить собственные «фирменные разработки». В любом случае будут поддерживаться работы, которые необходимы рынку, а не запланированные директивными органами.

С этой целью, используя зарубежный опыт в этой области, в Азербайджанской Республике планируется создать центр сбора, регистрации и анализа технологий и инноваций. Данная структура позволит активизировать инновационные процессы в национальной экономике.


Литература:
1. Джабиев Р.М. Социально-экономическое развитие Азербайджанской Республики за годы независимости. — Баку, 2005.
2. Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. — М.: Сканрус, 2001.
3. Популярная экономическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Д. Некипелова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
4. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 3.
5. Пути активизации инновационной деятельности в Азербайджане : отчет. — Баку, 2006.
6. Гусейнова А.Д. Информационно-аналитическая система «Наука и инновации» / Proceedings of the Fifth International Conference, Vinnytsia: Universum-Vinnytsia, 2006.
7. Гусейнова А.Д. Информационно-аналитическая система «Наука и инновации» / Материалы V Международной научно-практической конференции. — К.: УкрIНТЕI, 2006.



Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА