БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(10) 2009

Система государственной регистрации НИОК(Т)Р: состояние и перспективы развития

29 июня 2009 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2009, № 1(10)]
 

В.Е. Кратенок,
директор ГУ «БелИСА», канд. мед. наук

А.В. Енин,
заведующий отделом научно-информационного обеспечения  и регистрации НИР, ОКР и ОТР ГУ «БелИСА»

Б.С. Славин,
заведующий сектором организации экспертизы ГУ «БелИСА»


Государственная регистрация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОК(Т)Р) в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2006 г. № 1283 и от 30.11.2007 г. № 1642, приказами Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 22.06.2006 г. № 164 и от 24.10.2006 г. № 264, руководящим письмом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 31.10.2006 г. № 02-06/253.

Функционирующая в соответствии с упомянутым Указом Президента Республики Беларусь система государственной регистрации, учета, накопления и применения информации о НИОК(Т)Р и их результативности является одним из важнейших факторов обеспечения инновационного развития экономики Республики Беларусь.

Кроме того, государственная регистрация НИОК(Т)Р формирует информационный ресурс государственного значения, который позволяет осуществлять контроль расходования бюджетных средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, принимать обоснованные управленческие решения по оптимальному распределению бюджетных средств для создания инновационных разработок в различных областях знаний.

Система государственной регистрации НИОК(Т)Р в Республике Беларусь представляет собой многофункциональный организационно-технологический комплекс, осуществляющий в соответствии с нормативными актами ряд административных и технологических процедур [1].

Процедуры государственной регистрации в 2008 г. были применены в отношении 3612 работ, заявленных на государственную регистрацию 417 организациями-исполнителями, выполнявшими исследования для 656 организаций — заказчиков работ.

Относительное распределение объемов зарегистрированных в государственном реестре работ по источникам финансирования приведено в таблице. Из данных таблицы следует, что в государственном реестре в 2008 г. превалировали работы, выполняемые за счет республиканского и местных бюджетов (45,58% объема финансирования), за счет целевых бюджетных и внебюджетных фондов (24,38%). Организации (исполнители, заказчики, потребители) финансировали НИОК(Т)Р в объеме 24,17% зарегистрированных работ.

Распределение объемов финансирования НИОК(Т)Р,
зарегистрированных в государственном реестре в 2008 г., по источникам финансирования, %

Вид источника финансирования научной деятельности Количество работ, зарегистрированных в реестре в 2008 г. Количество организаций-исполнителей Количество организаций-заказчиков Доля финансирования, %
Республиканский бюджет 2089 307 241 44,32
Местный бюджет 140 42 67 1,26
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды 646 170 103 24,38
Зарубежные фонды 42 22 30 1,51
Средства организации-заказчика 495 121 338 11,21
Средства организации-исполнителя 164 78 52 12,57
Бюджет Союзного государства Беларуси и России 117 55 33 4,35
Средства организации-потребителя 13 12 8 0,39


По приоритетным направлениям научно-технической деятельности основной объем финансирования зарегистрированных работ в 2008 г. приходился на работы по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции (43,36%). По информационным и телекоммуникационным технологиям этот показатель составляет 20,21%, по новым материалам и новым источникам энергии — 13,14%, а по экологии и рациональному природопользованию — 12,39%. Следует отметить, что в 2007 г. это распределение было несколько иным: работы по информационным и телекоммуникационным технологиям занимали 26,2% финансирования, по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям производства конкурентоспособной продукции — 24%, по новым материалам и новым источникам энергии — 10,1%, а по технологиям производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции — 5,4 %.

Объем финансирования работ, выполняемых в рамках различных программ научных исследований (фундаментальных, ориентированных фундаментальных, прикладных научных исследований, президентских, народнохозяйственных и социальных, научно-технических, отраслевых, региональных и комплексных программ, целевых программ развития отраслей экономики) составил в 2008 г. 29,45% (в 2007 г. — 32,7%), работ, выполняемых по заданиям органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, — 29,18% (в 2007 г. — 25%).

В 2008 г. представлено 5009 комплектов отчетных документов по зарегистрированным работам 2008 г. и предыдущих периодов (в том числе по промежуточным этапам работ). При этом 561 комплект отчетных документов возвращался ГУ «БелИСА» на доработку организациям — исполнителям работ в связи с несоответствием требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», что свидетельствует о недостаточом качестве оформления результатов работ.

В связи с непредставлением отчетных документов в 2008 г. исключено из государственного реестра НИОК(Т)Р 67 работ1.

Всего по состоянию на 31 декабря 2008 г. в государственном реестре насчитывалось 60 655 НИОК(Т)Р, а количество отчетных документов по ним составило 45 163 комплекта.

Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р по годам приведена на рисунке.

 

Динамика государственной регистрации НИОК(Т)Р (1993–2008 гг.)

Из представленной диаграммы следует, что количество зарегистрированных работ в 2008 г. несколько уменьшилось по сравнению с 2007 г. Это обусловлено тем, что в текущем году продолжалась реализация ранее зарегистрированных (в течение 2006–2007 гг.) заданий по научно-исследовательским программам, запланированным на период 2006–2010 гг.

Вновь зарегистрированные в 2008 г. работы выполняются 417 организациями-исполнителями, заказчиками по эти работам выступают 656 организаций.

Из зарегистрированных в 2008 г. наибольшее количество работ выполняется в академическом (33,87%) и отраслевом секторах науки (32,15%), в вузовском — 31,08%, в негосударственном — 3,19%. При этом превалируют работы, выполняемые за счет средств государственного бюджета (44,32% общего объема финансирования), за счет целевых бюджетных фондов — 24,38%, из средств местных бюджетов — 1,5%, из бюджета Союзного государства Беларуси и России — 4,35%. Непосредственно организации (исполнители, заказчики, потребители) обеспечивают финансирование НИОК(Т)Р в объеме 24,17%.

Одной из существенных составных частей системы государственной регистрации НИОК(Т)Р в стране является специальная экспертиза регистрируемых работ, проводимая на предмет определения их значимости для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2006 г. № 1283 (далее — экспертиза). Для реализации функций экспертизы создан и действует 31 экспертный совет республиканских органов государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси (далее — экспертные советы).

В соответствии с установленными вышеуказанными нормативными правовыми актами в экспертные советы направляются соответствующие подборки документов по работам. В 2008 г. было подготовлено 440 таких подборок, направленных для рассмотрения соответствующими экспертными советами. Кроме того, в соответствии с письмом ГКНТ от 31.10.2006 г. № 02-06/253 «О процедуре регистрации и экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» экспертные советы могут проводить экспертизу до представления работы подведомственными организациями в ГУ «БелИСА», прилагая к представляемым документам копию протокола заседания экспертного совета.

Всего в 2008 г. экспертными советами рассмотрено 3612 работ, поступивших на государственную регистрацию, из них не рекомендованы для государственной регистрации 63 работы, в том числе экспертным советом ГКНТ — 42 (из них 8 работ отклонены по результатам рассмотрения ГУ «БелИСА» на соответствие критериям, предъявляемым законодательством к научным исследованиям и разработкам), Министерства природных ресурсов — 7, МЧС — 7, Министерства образования — 3, Министерства архитектуры и строительства — 2, НАН Беларуси — 1 и Государственного военно-промышленного комитета — 1.

На основании решений экспертных советов подготовлено 581 заключение ГКНТ о соответствии (несоответствии) работ критериям, указанным в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2006 г. № 1283.

Наибольшее количество работ рассмотрено экспертными советами НАН Беларуси (1198 работ), ГКНТ (988) и Министерства образования (666).

За прошедшие три года работы по осуществлению государственной регистрации НИОК(Т)Р в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь накоплен значительный опыт осуществления процедур государственной регистрации, выявлен ряд проблем, требующих разрешения.

Прежде всего, отметим проблему сокращения сроков проведения экспертиз. Так, в 2008 г. средний срок рассмотрения работ экспертными советами составил 28,5 календарных дня (около 20 рабочих дней), что в два раза превышает нормативный срок, составляющий 10 рабочих дней. С такими нарушениями нормативных сроков рассматривалось более 80% работ.

С целью оптимизация сроков государственной регистрации НИОК(Т)Р и исключения запроса ненужных документов при проведении данной процедуры в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2009 г. № 34/310-66 подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356» (далее — проект Указа).

Данным проектом предусматривается внесение в Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» дополнений и изменений, устанавливающих прямую (без проведения дополнительной экспертизы в ГКНТ на предмет значимости работы для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции) регистрацию НИОК(Т)Р, прошедших государственную научно-техническую (научную) экспертизу при включении в различные научно-исследовательские программы и инновационные проекты. Данное требование должно относиться только к работам, непосредственно указанным в соответствующих научно-исследовательских программах и инновационных проектах.

С целью обеспечения достоверности данных государственного реестра, накопления и применения информации о результатах научной и научно-технической деятельности, определения прав на эти результаты, достоверного учета целей и условий использования выделенных на разработку финансовых ресурсов, определения режима охраны коммерческой тайны Указом предусматривается оптимизировать список представляемых для регистрации документов, указав в нем договор на выполнение работ.

Кроме того, исходя из опыта работ по государственной регистрации в 2006–2009 гг., представление информации о статусе (республиканская, отраслевая, региональная или иная) и основных параметрах программы в случае выполнения работы в рамках ее реализации, представляемой головным организациями-исполнителями программ, не является существенным фактором и может быть исключено из перечня документов, представляемых для государственной регистрации, поскольку информация о программе, в рамках которой выполняется регистрируемая работа, указывается в регистрационной карте, а сведения о таких программах в полном объеме имеются в ГКНТ и НАН Беларуси и могут передаваться в ГУ «БелИСА» (исходя из принципа «одного окна»). В таком случае нет необходимости и в представлении в ГУ «БелИСА» соответствующей информации о завершении программы.

С целью сокращения документооборота и ускорения внесения информации в государственный реестр, а также с учетом опыта работ по осуществлению государственной регистрации в 2006–2009 гг., проектом Указа также предусматривается исключение необходимости обязательного представления отчетной документации по результатам промежуточных этапов работ.

Исходя из этих же оснований, а также с целью совершенствования отчетной документации как специфического документа, полностью описывающего результаты научно-технической деятельности, представляется необходимым включить в стандарт ГОСТ 7.32-2001 «СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» требование об обязательности приведения в приложении к отчету копий технического задания, договора на выполнение работ, актов внедрения результатов НИР и патентов, полученных в процессе и результате исследования (заявлений о выдаче патентов). Это даст возможность учета прав на результаты НИР, авторских прав, прав интеллектуальной собственности, а также вопросов их идентификации и бухгалтерского учета в составе нематериальных активов правообладателя.

Опыт работ по осуществлению государственной регистрации НИОК(Т)Р, возрастающие требования учета прав на результаты НИОК(Т)Р, с учетом представляемых государством преференций по налогу на добавленную стоимость, необходимость создания условий привлечения инвестиций в инновационное развитие страны диктуют и необходимость соответствующего изменения форм государственной регистрации, особенно в части описания результатов, которое, с одной стороны, должно содержать достаточную для потенциального инвестора информацию, а с другой — обеспечивать соблюдение прав интеллектуальной собственности.

С учетом вышесказанного ГУ «БелИСА» подготовлен и согласован с ГКНТ, НАН Беларуси и Национальным центром интеллектуальной собственности проект изменений форм государственной регистрации.

Представляется также необходимым автоматизация технологического процесса управления процессами научно-технических экспертиз НИОК(Т)Р и введения результатов научно-технической деятельности (РНТД) в гражданский оборот. Известно, что немаловажную составляющую системы научно-технической деятельности страны составляет экспертиза научных проектов и работ, представляющая собой важнейший институт Национальной инновационной системы. Экспертиза осуществляется на всех стадиях научно-исследовательского процесса — от экспертизы при разработке и формировании программ научных исследований до экспертизы отдельных контрактов и работ и инновационных проектов. Результаты экспертиз могут и должны использоваться в том числе для определения перспективности научных исследований, принятия решения о приостановлении (прекращении) финансирования малоэффективных работ, оценки РНТД, прежде всего созданных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Для реализации возможного решения задач введения РНТД в гражданский оборот, в том числе обеспечения их экспертных оценок, в ГУ «БелИСА» запланировано создание системы доступа экспертов к данным специального электронного хранилища государственного реестра НИОК(Т)Р.

Не менее важна и задача реализации возможности удаленного доступа организаций — исполнителей НИОК(Т)Р для заполнения электронных форм государственной регистрации НИОК(Т)Р и обеспечения ведения процедур государственной регистрации в электронном виде. Ее решение в настоящее время вполне осуществимо с использованием положений Закона Республики Беларусь «Об электронном документе» и наличием соответствующих программно-технических средств у субъектов системы государственной регистрации. При этом возможно создание и представление отчетной документации только в электронном виде.

Предложенные меры обеспечат дальнейшее развитие системы государственной регистрации как информационного ресурса, направленного на совершенствование инновационного развития Беларуси, в том числе учета прав на РНТД и их введения в гражданский оборот.

 

Литература:

Кратенок В.Е., Енин А.В., Славин Б.С., Сущенко Е.Ф., Хартоник И.А. Система государственной регистрации НИОК(Т)Р как основа учета результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь // Новости науки и технологий. — 2008. — № 1. — С. 15–21.

 

___________
1 В соответствии с п. 11 Положения о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА