БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(7) 2008

Итоги работы Государственного комитета по науке и технологиям и подчиненных ему организаций в 2007 году и задачи на 2008 год

09 июля 2008 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2008, № 1(7)]


В.Е. Матюшков,
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, д-р техн. наук

В.И. Недилько,
первый заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, канд. эконом. наук


Основные усилия Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2007 г. были сконцентрированы на реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», других решений Главы государства и Правительства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 разработано и принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2007 г. № 523 «Об утверждении плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы».

По плану реализации Государственной программы, принятому в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2007 г. № 1148, предусмотрено осуществление 1302 проектов, в том числе: 173 проектов I  уровня — по созданию новых предприятий и важнейших производств, 274 проектов II уровня — по созданию новых производств на действующих предприятиях, 855 проектов III уровня — по модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий (включая 397 проектов по модернизации действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий и освоение 458 новых технологий по заданиям государственных научно-технических программ).

Выполнение 551 проекта Государственной программы осуществляется с использованием отечественных технологий, 293 проектов — на основе использования зарубежных технологий.

Общий объем финансирования проектов составляет 15,8 трлн руб.

Согласно постановлению Правительства, которым утвержден план реализации Государственной программы, установлен и порядок контроля выполнения заданий. Государственный комитет по науке и технологиям ежеквартально и ежегодно представляет информацию в Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения заданий.

Другими поручениями Правительства в конце 2007 г. перед ГКНТ была поставлена задача обеспечить контроль хода выполнения планов-графиков и анализ причин их невыполнения с периодичностью месяц и неделя.

Необходимо отметить, что поставленная задача ГКНТ выполняется. По вводимым объектам в 2007 г. осуществляется необходимый контроль. Для этих целей в ГКНТ создано управление инновационного развития отраслей, по регионам наблюдение осуществляет управление инновационной деятельности и инновационного развития отраслей.

В целях обеспечения оперативности отслеживания выполнения заданий Государственной программы инновационного развития Правительством также были поставлены задачи по автоматизации системы мониторинга. Установлены весьма сжатые сроки по созданию автоматизированной системы. При принятии решения в Правительстве полагались на то, что в республике уже действует система мониторинга “Invest Project” по наблюдению за выполнением заданий Государственной инвестиционной программы. На практике для мониторинга используется экспериментальный образец системы, техническая документация отсутствует, а перечень параметров, по которым ведется наблюдение, ограничен. В связи с этим Министерством экономики и ГКНТ было признано целесообразным создавать независимую систему мониторинга, используя средства связи “Invest Project” и опыт, приобретенный разработчиками системы.

Для организации мониторинга разработаны и утверждены приказом ГКНТ формы ежеквартальной отчетности по выполнению заданий Государственной программы инновационного развития и анкета проведения мониторинга инновационных проектов. За полугодие и девять месяцев 2007 г. отчетность представлялась в соответствии с утвержденными формами. Необходимо отметить, что ряд анкет, представляемых организациями-исполнителями о ходе реализации проектов, заполняются без соблюдения методических указаний.

Председателем ГКНТ 8 октября 2007 г. был утвержден также график контроля хода выполнения заданий Программы, в соответствии с которым сотрудники ГКНТ посетили ряд проблемных и вводимых в 2007 г. объектов с целью мониторинга мероприятий Программы.

В настоящее время на базе системы “Invest Project” в ГУ «БелИСА» создан образец автоматизированной системы мониторинга Программы. Соответствующие электронные формы анкет переданы государственным заказчикам для их заполнения и представления информации о выполнении заданий Государственной программы по итогам работы за 2007 год в ГКНТ.

По предварительным данным в 2007 г. введены в эксплуатацию 195 объектов, в том числе 20 объектов — І уровня, 56 — II уровня, 119 — III уровня (см. табл.).

Ввод в эксплуатацию и выход на проектную мощность объектов в 2007 г.

Объекты Всего I уровень II уровень III уровень
По Программе (2007–2010 гг.) 844 173 274 397
Введено в эксплуатацию 195 20 56 119
Выведено на проектную мощность (всего) 37
Технологическое перевооружение производств по заданиям ГНТП 183


Не введены в эксплуатацию 22 объекта, в том числе 3 — I уровня, 8 — II уровня, 11 — III уровня.

Одним из самых значимых событий в научной сфере в 2007 г. стал Первый съезд ученых Республики Беларусь, который прошел 1–2 ноября. На съезде подведены итоге развития научной и инновационной деятельности за прошедшее пятилетие, определены стратегические задачи в сфере науки и инновационной деятельности и приоритетные направления их реализации. В своем выступлении на съезде Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко акцентировал внимание на основных задачах, стоящих перед белорусской наукой. Среди важнейших он назвал повышение доли отечественных разработок в осуществляемых в Беларуси крупнейших проектах, более активное участие науки в импортозамещении высокотехнологичного оборудования, лекарств, медицинских приборов, программных продуктов, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности. Глава государства подчеркнул, что наука должна сыграть ведущую роль в инновационном развитии экономики Беларуси, реализации эффективных инвестиционных проектов, технологическом перевооружении и реструктуризации производства, повышении национальной безопасности страны.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы науки в 2007 г. принято 3 Указа Президента Республики Беларусь, более 10 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 16 постановлений ГКНТ, которые направлены на создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, совершенствование охраны и управления интеллектуальной собственностью, развитие научного потенциала и повышение качества научных исследований.

Среди основных нормативных правовых актов можно выделить:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» и др.

Вместе с тем, как было отмечено на Первом съезде ученых Республики Беларусь, в целях повышения эффективности научных исследований и разработок, ускорения внедрения инновационных разработок необходимо на законодательном уровне продолжить работу по созданию благоприятных условий для развития науки и творческого труда ученых, в частности, обеспечить:

  • создание эффективной системы научного обеспечения инновационной деятельности;
  • создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности;
  • укрепление фирменной науки, опережающую подготовку специалистов и научных кадров высшей квалификации в отраслях экономики;
  • поэтапное увеличение финансирования сферы науки и в перспективе доведение наукоемкости ВВП до 3%.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» объем ассигнований республиканского бюджета, предусмотренный на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, утвержден в размере 343,3 млрд руб (рис. 1). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2007 г. № 246 указанный объем средств распределен по направлениям и государственным заказчикам.

 

Расходы республиканского бюджета на науку  

 Рис. 1.  Расходы республиканского бюджета на науку

 

По данным Министерства финансов на 01.01.2008 г., органами государственного управления представлены к оплате в территориальные органы казначейства платежные документы на сумму 336,8 млрд руб., что составило 98,12% от общего объема бюджетных средств, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в 2007 г.

Не предъявлены в казначейства к оплате государственными заказчиками и исполнителями платежные документы на сумму 6471,1 млн руб. или 1,88% от объема плановых назначений на 2007 г., в том числе расходы на мероприятия по международному научно-техническому сотрудничеству — 1099,7 млн руб. (9,4% от суммы, предусмотренной на это направление), на подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров — 1115,5 млн руб. (12,5%) и 4255,9 млн руб. по другим направлениям научной и научно-технической деятельности (кроме фундаментальных и прикладных исследований).

Освоение 100% бюджетных средств обеспечили 13 республиканских органов государственного управления из 48, в том числе МЧС, Высший хозяйственный суд, Минфин, Минобороны, КГБ, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Мининформации, ГЦБИ, Минлесхоз, концерны «Белгоспищепром» и «Белхудожпромыслы», Минжилкомхоз, Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

На основании проведения ежеквартальных анализов состояния фактического финансирования органами государственного казначейства Министерства финансов из средств республиканского бюджета государственных заказчиков и исполнителей по направлениям научной и научно-технической деятельности ГКНТ были подготовлены и Советом Министров Республики Беларусь приняты 3 постановления по изменению объемов финансирования, в которых уточнены объемы планируемых ассигнований республиканского бюджета по направлениям и государственным заказчикам.

В целях развития материально-технической базы науки в 2007 г. ГКНТ совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления разработан и утвержден Перечень научного оборудования, приборов и комплектующих изделий, приобретаемых для развития материально-технической базы научных учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Всего в соответствии с плановыми ассигнованиями на конец года на развитие материально-технической базы науки было предусмотрено 38773,4 млн руб., что составило более 11,3% от общего объема расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (рис. 2). Из этих средств 4443,4 млн руб. были дополнительно привлечены на данное направление в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. № 1791, из них 3235,4 млн руб. — НАН Беларуси, 687,5 млн руб. — Министерству промышленности, 412,4 млн руб. — Министерству юстиции.

 

Доля расходов республиканского бюджета на развитие материально-технической базы науки в общих расходах на науку 

Рис. 2.  Доля расходов республиканского бюджета на развитие материально-технической базы науки в общих расходах на науку


Всего перечнем предусматривалось выделение средств научным организациям 14 органов государственного управления, в том числе научным организациям НАН Беларуси —16,7 млрд руб., Министерства образования — 7,2 млрд руб., Министерства здравоохранения — 6,1 млрд руб., Министерства промышленности — 2,7 млрд руб. (рис. 3).

 Расходы на развитие материально-технической базы по государственным заказчикам в 2007 г.

Рис. 3. Расходы на развитие материально-технической базы по государственным заказчикам в 2007 г.


Формирование и использование средств инновационных фондов осуществлялось в соответствии с Законом о бюджете и действующей нормативной правовой базой.

Вместе с тем, в течение 2007 г. министерствами и другими органами государственного управления многократно инициировались в Совете Министров Республики Беларусь предложения о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства № 493 от 14 мая 2005 г. «Об утверждении Положения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов» в интересах отдельных отраслей, несмотря на поручение Премьер-министра Республики Беларусь С.С. Сидорского о необходимости исключения такой практики в целях эффективного и целевого использования средств фондов.

В 2007 г. проведена значительная работа по развитию и стимулированию инновационной деятельности в республике. Указом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, определяются порядок создания и основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры

Разработана и направлена в Совет Министров Республики Беларусь концепция проекта Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», устанавливающего правовые, экономические и организационные основы осуществления и государственного регулирования инновационной деятельности, определяющего основы для формирования и реализации государственной инновационной политики, формы и условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.

Разработаны и направлены в Правительство проекты Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда» и постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности Белорусского инновационного фонда и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739».

Во исполнение ряда поручений Совета Министров Республики Беларусь направлены в Правительство доработанный с участием заинтересованных проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О создании Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры» и согласованные с предполагаемыми учредителями проекты учредительных документов Ассоциации.

Рассмотрены и согласованы сметы расходов средств инновационных фондов по направлениям и целям использования на 2007 г. двадцати шести республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» образуют указанные фонды, а также планы проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции.

В 2007 г. выполнялись 70 инновационных проектов с объемом финансирования работ по ним свыше 11 млрд руб., в том числе более 9 млрд руб. за счет средств республиканского бюджета, а также 6 инновационных проектов, финансируемых на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд, с объемом финансирования работ по ним в 2007 г. свыше 1 млрд руб., в том числе около 0,3 млрд руб. за счет средств республиканского бюджета. Прошли конкурсный отбор 7 проектов по созданию и освоению производства научно-технической продукции, которые планируется финансировать на возвратной основе через Белорусский инновационный фонд за счет средств инновационных фондов в размере около 2 млрд руб.

В рамках региональных научно-технических программ выполнялось 42 задания по приоритетным для областей направлениям научно-технической деятельности с общим объемом финансирования работ по ним в 2007 г. в размере свыше 6,3 млрд руб., в том числе около 1,9 млрд руб. за счет средств республиканского бюджета.

ГКНТ совместно с Могилевским облисполкомом создан при РУП «Научно-аналитический центр информации, инновации и трансфера технологий» региональный информационно-консалтинговый центр в области инновационной деятельности. Утверждены Положение об этом центре и бизнес-план его создания на 2008–2009 гг.

Совместно с Гомельским облисполкомом организован и проведен 24 апреля 2007 г. в городе Гомеле областной семинар для руководящих работников местных органов управления и иных организаций по вопросам инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

В течение почти 3 лет ГКНТ пытается решить вопрос финансирования работ по организации и освоению производства научно-технической продукции за счет средств Белорусского инновационного фонда. Первый проект Указ Президента Республики Беларусь был направлен в Правительство в июне 2005 г., последние проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по решению данного вопроса —29 января 2008 г. За истекшее время были подготовлены и внесены в Правительство в установленном порядке 2 Указа Президента Республики Беларусь и 4 проекта постановления Правительства. Однако до настоящего времени вопрос не решен. Таким образом, за 2005–2007 гг. оказались невостребованными более 100 млрд руб. средств инновационных фондов.

ГКНТ разработал и направил в Правительство в мае 2007 г. проект концепции Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности», согласованный с 30 заинтересованными органами государственного управления, доработал его с учетом предложений Национального центра законопроектной деятельности и Администрации Президента Республики Беларусь и направил в Совет Министров Республики Беларусь повторно в ноябре 2007 г. Однако проект был возвращен с замечаниями Администрации Президента Республики Беларусь и поручением рассмотреть его на заседании Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь.

Основной проблемой, препятствующей развитию инновационной инфраструктуры Беларуси, является отсутствие законодательно закрепленного механизма финансовой поддержки и экономического стимулирования создаваемых и действующих субъектов инновационной инфраструктуры за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Существенно препятствует развитию инновационной инфраструктуры отсутствие механизма координации деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, государственно-частного партнерства в инновационной сфере. В целях формирования указанного механизма ГКНТ разработан проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О создании Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры» и внесен на рассмотрение Правительства. Прошло более года со дня внесения предложения, однако до настоящего времени вопрос не решен.

Республиканская научно-техническая библиотека и ее областные филиалы осуществляют библиотечно-информационное обслуживание предприятий и организаций, специалистов всех отраслей национальной экономики. Деятельность областных филиалов по формированию региональных информационных ресурсов по науке и технике и предоставлению доступа к ним пользователей находится в постоянном развитии, но имеются и сдерживающие этот процесс проблемы. В последнее время наметился процесс оттока квалифицированных кадров из РНТБ в другие библиотеки с более высокой оплатой труда, не решен вопрос о выделении нового помещения Витебскому филиалу.

В отчетном году перевыполнил прогнозные показатели Гомельский центр научно-технической и деловой информации. Темп прироста объема выполненных работ (услуг) предприятия составил 130% по отношению к уровню 2006 г., а объем хоздоговорных работ увеличился почти на 220%.

В соответствии с Координационным планом контрольной деятельности в Республике Беларусь была проведена комплексная ревизия Научно-аналитического центра информации, инноваций и трансфера технологий в г. Могилеве. Все недостатки и замечания своевременно устранены.

Не выполнены в отчетном году показатели бизнес-плана Гродненского центра научно-технической и деловой информации, в первую очередь по объему выполненных работ и услуг — всего 70% от плана. Убыток предприятия по результатам года составил свыше 19 млн руб., к тому же выделяемые предприятию финансовые средства на выполнение работ использовались не всегда рационально.

Обстоятельное рассмотрение итогов выполнения подведомственными ГКНТ коммерческими организациями их бизнес-планов за 2007 год, задач на текущий год, существующих проблем и мер по их устранению проведено на заседании коллегии ГКНТ в феврале 2008 г.

В 2007 г. выполнялись 27 государственных научно-технических программ (ГНТП), 9 отраслевых научно-технических программ (ОНТП), разделы научного обеспечения по 1 президентской программе и 14 государственным народнохозяйственным и социальным программам.

По всем перечисленным научно-техническим программам выполнялось 1241 задание, из них 904 задания по ГНТП (72,9% от общего количества заданий, выполняемых по программам), 88 заданий (7,1%) — по ОНТП, 19 заданий (1,5%) — по научному обеспечению президентской программы «Дети Беларуси», 230 заданий (18,5%) — по научному обеспечению государственных народнохозяйственных и социальных программ (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Количество заданий, выполняемых в рамках научно-технических программ в 2007 г.


Все задания выполнены в запланированных объемах по ОНТП и научному обеспечению президентской программы. Не выполнены 4 задания (0,3%): 3 — по ГНТП «Новые лекарственные средства» (подпрограмма «Аминокислоты», госзаказчик — концерн «Белбиофарм»), 1 — по ГНТП «Агрокомплекс — возрождение и развитие села» (госзаказчик — Минсельхозпрод).

Финансирование всех указанных видов научно-технических программ составило в 2007 г. по предварительным данным 201,2 млрд руб., в том числе 118,8 млрд руб. — средства республиканского бюджета по разделу «Наука», 82,4 млрд руб. — другие средства, в том числе средства инновационных фондов и собственные средства предприятий, что составило 40,9% общего объема средств.

Из всех средств, использованных на финансирование научно-технических программ, 163286,2 млн руб. (81,1%) израсходовано на выполнение ГНТП, 30581,0 млн руб. (15,2%) — на выполнение научного обеспечения государственных программ, 6768,1 млн руб. (3,4%) — на выполнение ОНТП, 592,0 млн руб. (0,3%) — для научного обеспечения президентской программы.

В рамках научно-технических программ и разделов научного обеспечения президентских и государственных народнохозяйственных и социальных программ выполнялись задания и целые программы, решающие проблемы ресурсо– и энергосбережения. В 2007 г. наиболее эффективные разработки велись по ГНТП «Энергетика-2010», «Ядерно-физические технологии», «Ресурсосбережение», «Строительные материалы и технологии», «Белсельхозмеханизация», «Экологическая безопасность», «Защита от чрезвычайных ситуаций», «Управление лесами и рациональное лесопользование», «Машиностроение», в том числе по подпрограммам «Тракторостроение», «Дизелестроение», «Комбайностроение», а также по ОНТП «Картофельный крахмал», Государственной программе «Экологическое оздоровление озера Нарочь», Государственной программе освоения в производстве новых и высоких технологий и др.

Условием успешного выполнения работ по программам в значительной мере является использование для финансирования работ средств не только бюджетных, но и других источников. Средства из других источников составили 45,8% от общего объема использованных на выполнение ГНТП средств.

Анализ показал, что наиболее эффективной формой использования бюджетных средств для проведения НИОК(Т)Р и последующего освоения разработок научно-технических программ являются ГНТП, как по уровню и структуре финансирования заданий, так и по научно-техническому уровню разработок.

По ГНТП выполняется в 2,7 раза больше заданий, чем по остальным научно-техническим программам и разделам научного обеспечения вместе взятым. Структура финансирования этого вида программ также наиболее рациональна, так как в среднем на 1 задание ГНТП привлечено в 7 раз больше внебюджетных средств, чем на 1 задание по государственным народнохозяйственным и социальным программам и в 5 раз больше, чем по ОНТП; по президентской программе внебюджетные средства не привлекались. Бюджетные средства использованы в среднем на 1 задание ГНТП в объеме 97,9 млн руб., на 1 задание государственных народнохозяйственных и социальных программ — 102,6 млн руб.

Кроме того, получен 101 патент на изобретения и подано 130 заявок на патентование изобретений по ГНТП. В течение всех лет выполнения указанных видов научно-технических программ более 90% полученных патентов на изобретения (в 2007 г. — 100%) приходились на разработки ГНТП, что свидетельствует о более высоком уровне разработок этого вида программ.

В качестве примеров решения в рамках ГНТП 2006–2010 гг. актуальных в настоящее время проблем ресурсо– и энергосбережения можно выделить следующие.

ГНТП «Ядерно-физические технологии для народного хозяйства Беларуси» является составной частью «Плана подготовительных работ, выполнение которых необходимо до начала строительства атомной станции в Республике Беларусь». Ввод в энергосистему Беларуси в 2015–2020 гг. ядерных энергоблоков АЭС суммарной мощностью 2 млн кВт позволит снизить себестоимость электроэнергии, производимой всей энергосистемой, на 20%.

В рамках ГНТП «Энергетика-2010» разрабатывается трехуровневая система управления потерями энергии в электрических сетях и устройство включения резервного трансформатора.

В рамках ГНТП «Агропромкомплекс — возрождение и развитие села» разрабатываются воздухонагреватели мощностью 800 и 1200 кВт на местных видах топлива.

По ГНТП «Ресурсосбережение-2010» выполняются работы по разработке теплогенератора с повышенным КПД на базе газогенераторной установки, работающей на местных видах топлива, для отопления зданий и сооружений в сельской местности.

В 2007 г. выполнялись 26 планов выпуска (внедрения) продукции, созданной по завершенным в 2001–2005 гг. разработкам ГНТП. Три новых ГНТП не имеют пока планов выпуска продукции из-за отсутствия завершенных заданий («CALS-технологии», «Ядерно-физические технологии», «Создание современных средств и систем радиосвязи и развитие их производства в Республике Беларусь на 2007–2010 год»). Подлежали выполнению 754  задания, из них, по данным госзаказчиков, 709 заданий (94,0%) выполнены в полном объеме, работы по 42 заданиям (5,6%) планировалось завершить до конца года, работы по 3 заданиям (0,4%) не начаты по разным причинам.

Объем выпуска продукции за 11 месяцев 2007 г. составил 354365,1 тыс. долларов США, что в 1,1 раза превышает соответствующий объем за весь 2006 год.

Почти в 20 раз по сравнению с 2006 г. увеличился объем выпуска продукции, созданной за 11 месяцев 2007 г. по разработкам ГНТП «Машиностроение» (подпрограмма «Карьерная техника»). В 2 раза и более возрос этот показатель по ГНТП «Промышленные биотехнологии», «Инфекционные заболевания и микробиологические биотехнологии», «Химические технологии и производства». Увеличились объемы выпуска по ГНТП «Технологии и оборудование машиностроения», «Новые лекарственные средства», «Агрокомплекс — возрождение и развитие села», «ОПТОТЕХ», «Ресурсосбережение-2010», «Экологическая безопасность».

Не достигнуты пока объемы выпуска продукции 2006 г. по ГНТП «Радиоэлектроника» — 36,7%, «Микроэлектроника» — 50,0%, «Энергетика-2010» — 33,1%, «Защита от чрезвычайных ситуаций» — 13,8%, «Защита документов» — 28,2%, «Эталоны и научные приборы» — 25%, «Городское хозяйство» — 44%, «Новые материалы и технологии» — 55%, «Управление лесами и рациональное землепользование» — 71,6%.

Несмотря на определенные трудности с получением госзаказчиками предварительных данных об объемах выпуска продукции по разработкам программ, им необходимо обратить внимание на существенное снижение этого показателя по отмеченным программам и принять меры по устранению причин, чтобы ликвидировать отставание.

Среди наиболее значимых примеров освоения научно-технической продукции можно выделить организацию выпуска новых моделей автобуса малого класса МАЗ-256, трехосного автобуса МАЗ-107, самосвала МЗКТ-6527, внедрение новых микроэлектронных технологий при производстве быстродействующих транзисторов, производство новых импортозамещающих лекарственных препаратов, использование новых сортов зерновых и овощных культур и др.

В рамках ГНТП «Энергетика-2005» создана адаптивная система управления энергетическим оборудованием электростанции с инструментальными средствами ее разработки для разнотипных объектов. В рамках программы «Строительные материалы и технологии» на 2001–2005 гг. разработаны и освоены универсальная открытая архитектурно-строительная система многоэтажных зданий, интенсивная энергосберегающая технология возведения монолитных бескаркасных зданий. В рамках ГТНП «Агропромкомплекс-2005» создано ресурсо-энергосберегающее оборудование: комплект оборудования микроклимата, комплекс машин предварительной очистки зерна и семян.

В целях обеспечения единых подходов и повышения результативности при проведении проверок хода выполнения заданий научно-технических программ и инновационных проектов и освоения созданной научно-технической продукции, а также работ по другим направлениям научно-технической и инновационной деятельности, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета и других бюджетных источников, разработаны и в сентябре 2007 г. утверждены Рекомендации по проведению проверок хода выполнения работ по курируемым ГКНТ направлениям научно-технической и инновационной деятельности.

В соответствии с утвержденным графиком в 2007 г. было проведено 29 проверок хода выполнения заданий государственных и отраслевых научно-технических программ и сводных планов освоения научно-технической продукции.

По результатам данных проверок установлено, что работы в рамках заданий ГНТП и ОНТП, включенных в графики проверок 2007 г., в целом выполняются без отставания согласно календарным планам.

Вместе с тем по некоторым ГНТП установлены нарушения сроков планового выпуска осваиваемой продукции:

  • по ГНТП «Агропромкомплекс — возрождение и развитие села» (государственный заказчик — Минсельхозпрод) не осуществлялся выпуск ряда препаратов, веществ, продуктов;
  • по подпрограмме «Алмазы и сверхтвердые материалы» ГНТП «Новые материалы и технологии» (государственный заказчик — НАН Беларуси) не осуществлялся выпуск настольного станка для обработки полудрагоценных камней и сверхтвердых материалов;

По итогам проверок государственным заказчикам программ было указано принять меры по ликвидации допущенного отставания, в противном случае средства республиканского бюджета, выделенные на выполнение соответствующих заданий, рассматривать как неэффективно использованные и подлежащие возврату в бюджет.

Следует отметить, что при выполнении научно-технических программ отдельные государственные заказчики не выполняют постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961, которым утверждено Положение о порядке разработки и выполнения научно-технических программ.

Так, например, на 30 января 2008 г. не представлены отчеты о ходе выполнения и освоения ряда научно-технических программ Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерством энергетики, НАН Беларуси.

Несвоевременно представлялись отчеты МЧС, Министерством лесного хозяйства, Министерством промышленности, БГУ, НАН Беларуси, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством здравоохранения.

Следует отметить, что не все государственные заказчики обоснованно и своевременно планируют расходы на проведение НИОК(Т)Р, в результате чего возникает необходимость внесения изменений в расходы средств республиканского бюджета, предусмотренные на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Так, на 1 ноября 2007 г. госзаказчиками не были востребованы бюджетные средства, предусмотренные на выполнение научно-технических программ, в размере 1324,0 млн руб., в т. ч. концернами «Белбиофарм», «Белнефтехим», Министерством образования (БГУ), НАН Беларуси, Минсельхозпродом.

В связи с этим ГКНТ внесены и Правительством утверждены изменения в Расходы за счет средств республиканского бюджета, предусмотренные на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам.

Вместе с тем, на конец года остались невостребованными бюджетные средства, предусмотренные на выполнение программ, в размере 423,3 млн руб., в том числе:

  • НАН Беларуси — 128 млн руб. по Государственной программе «Лекарственные вещества»;
  • концерном «Белбиофарм» — 134,9 млн руб. по ГНТП «Промышленные биотехнологии» и ГНТП «Новые лекарственные средства»;
  • концерном «Белнефтехим» — 130 млн руб. по ГНТП «Химические технологии и производства».

Остается длительное время не утвержденным Советом Министров Республики Беларусь новое Положение о государственном заказчике, направленное в том числе на усиление ответственности государственных заказчиков за выполнение научно-технических программ. В новом положении определены основные функции, права и ответственность государственных заказчиков при разработке и выполнении программ различного уровня и проектов.

Государственные заказчики проинформированы о том, что в связи с утверждением положения о проведении государственной научно-технической экспертизы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2007 г. № 1411) из сметы расходов следует исключать статью расходов, связанную с оплатой экспертизы. Задания по сопровождению научно-технических программ в обязательном порядке должны проходить государственную научно-техническую экспертизу.

ГКНТ в 2007 г. был реализован комплекс мероприятий по вопросам подготовки научных работников высшей квалификации, включающий планирование и прогнозирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и в разрезе отраслей науки и специальностей научных работников, совершенствование нормативной правовой базы, проведение проверок учреждений, обеспечивающих получение послевузовского образования.

Создан в ГУ «БелИСА» информационно-аналитический центр планирования и прогнозирования подготовки научных работников высшей квалификации, которым разработана база данных по подготовке научных работников высшей квалификации.

Сформирован сводный план подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки на 2008–2010 гг. и сводный план целевой подготовки в аспирантуре (докторантуре) научных работников высшей квалификации по тематике «прорывных» для экономики республики направлений на период 2008–2010 гг.

Подготовлен проект распоряжения Президента Республики Беларусь «О назначении стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым на 2008 год».

Также коллегией ГКНТ принято решение о необходимости разработки проекта Концепции государственной политики в области подготовки на внебюджетной основе белорусских и иностранных граждан в аспирантуре и докторантуре и интеграции национальной системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации в мировое образовательное пространство.

В 2007 г. ГКНТ совместно с ВАК осуществлены проверки 8 учреждений, обеспечивающих получение послевузовского образования. Результаты проверок были рассмотрены на заседании коллегии ГКНТ. Коллегией ГКНТ отмечен недостаточный контроль со стороны республиканских органов государственного управления, НАН Беларуси за рациональным использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование подготовки научных работников высшей квалификации.

ГКНТ совместно с ВАК, Министерством образования, НАН Беларуси 30 мая – 1 июня 2007 г. проведена международная научно-практическая конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты».

Международное научно-техническое сотрудничество в 2007 г. было направлено на привлечение зарубежных источников финансирования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в республике, освоение белорусскими научными и научно-инновационными организациями и предприятиями рынков высоких технологий, организацию взаимовыгодного обмена технологиями, обеспечение эффективного обмена научно-технической информацией, расширение и углубление связей с мировым научным сообществом.

Одним из основных направлений международного сотрудничества в научной и инновационной сферах в 2007 г. была организация и координация сотрудничества в рамках двусторонних международных договоров Республики Беларусь. Активно осуществлялось сотрудничество с Германией, Латвией, Китаем, Кореей, Венесуэлой, Вьетнамом, Россией, Украиной, Молдовой, Казахстаном.

В 2007 г. подготовлены к подписанию межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Аргентиной и Литвой, завершается процедура внутригосударственного согласования межведомственных соглашений с Чехией, КНДР, проходят процедуру согласования межведомственные соглашения с Ираном, Израилем, Республикой Корея.

В истекшем году ГКНТ организованы и проведены заседания семи межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству, созданных в рамках международных договоров Правительства Республики Беларусь с правительствами иностранных государств (ЮАР, Индия, Венесуэла, Казахстан, Молдова, Украина, Вьетнам), очередное заседание Рабочей комиссии по научно-техническому сотрудничеству с провинцией Шаньдун (Китай).

В 2007 г. ГКНТ организовал визиты в Беларусь 26 делегаций ученых и специалистов из Бельгии, Германии, ЮАР, Венесуэлы, Казахстана, Китая, Японии, Англии, Кореи, Молдавии, Султаната Оман, Чехии, Украины, Вьетнама.

Активно осуществлялось сотрудничество с ведущими международными организациями: ПРООН, ЮНИДО, ВОИС, ОИЯИ, ЦЕРН, ИНТАС, с Европейским Союзом в рамках 7-й Рамочной программы научных исследований и технологического развития.

В 2007 г. ГКНТ организовал участие белорусских научных и научно-производственных организаций в 14 выставках за рубежом. Во время участия в международных выставках белорусскими научными организациями и учреждениями было заключено 10 контрактов с научными организациями Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Республики Корея, Польши на общую сумму 2 165 880 долларов США.

Наблюдается положительная динамика в создании и патентовании объектов промышленной собственности.

В 2007 г. в Государственном реестре зарегистрировано 1379 изобретений, 859 полезных моделей, 193 промышленных образца, 2110 товарных знаков, 400 лицензионных договоров и договоров на уступки права на объекты промышленной собственности.

Подготовлено и выдано 1144 патентов на изобретения, 771 патент на полезные модели, 200 патентов на промышленные образцы, 32 патента на сорта растений, 2255 свидетельств на товарные знаки.

В виде патентных пошлин и сборов получено 921,4 млн руб. и 3,8 млн долларов США.

Кроме того, принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555 «Об утверждении Государственной программы по интеллектуальной собственности на 2008–2010 годы», которая направлена на наращивание экспортного потенциала, совершенствование системы образования, здравоохранения, культуры, формирование благоприятных правовых, социально-экономических условий для интеллектуального, творческого, профессионального совершенствования человека, развития научно-технического потенциала и повышения на этой основе конкурентоспособности экономики, улучшения уровня и качества жизни населения.

В 2007 году ГУ «БелИСА» в Государственном реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ зарегистрировано 3786 работы. Экспертными советами отклонено 28 работ.

Объем финансирования НИОК(Т)Р, зарегистрированных в реестре, составил 378,2 млрд руб., в том числе средства государственного бюджета — 259,0 млрд руб.

Количество организаций-исполнителей, зарегистрировавших работы в реестре, — 446. Количество организаций (предприятий)-заказчиков работ, зарегистрированных в реестре, — 931.

В соответствии с планом реализации мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ГКНТ проводится экспертиза, научно-техническое сопровождение и мониторинг проектов по развитию местных и возобновляемых источников энергии и организации производств с малой энерго– и материалоемкостью.

Подведомственными организациями ГКНТ выполнены мероприятия по контролю за экономией, рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также денежных средств, проанализировано состояние работы по указанному вопросу, организовано ежеквартальное проведение выставок литературы и документов из фондов РНТБ по энергосбережению.

В соответствии с планом, утвержденным 30.08.2007 г., ГКНТ выполнены все мероприятия по контролю за экономией, рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также денежных средств.

Учитывая важность борьбы с бюрократизмом, в системе ГКНТ обеспечены все условия для реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». На протяжении отчетного периода в соответствии с планом мероприятий по реализации Директивы в ГКНТ осуществлялись мероприятия, направленные на выполнение Директивы: разработан и утвержден план ГКНТ по реализации Директивы; приказом по ГКНТ назначены ответственные должностные лица, отвечающие за выполнение конкретных мероприятий; оборудованы информационные стенды, размещена информация на сайте ГКНТ; обеспечивалась возможность обращения граждан при выездных мероприятиях руководителей ГКНТ в регионы.

Жалоб и замечаний со стороны как организаций, так и отдельных граждан в адрес комитета не поступало.

В рамках реализации мероприятий по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь № 2 в 2007 г. при общем увеличении на 50% количества сотрудников ГКНТ и в связи с необходимостью контроля за реализацией мероприятий Государственной программы инновационного развития сокращен документооборот: по входящей корреспонденции — на 9,4%, по исходящей — на 5,4%.

Всего в 2007 г. в ГКНТ поступило 2725 документов, из них 122 — от Администрации Президента Республики Беларусь, 1008 — от Совета Министров Республики Беларусь, 1424 — от органов государственного управления. По исходящим документам: всего отправлено 1537, в т. ч. в Администрацию Президента Республики Беларусь — 24, в Совет Министров Республики Беларусь — 396, в органы государственного управления — 1028.

На основании решений Первого съезда ученых Республики Беларусь можно определить следующие основные задачи на 2008 год по развитию и совершенствованию научной, научно-технической и инновационной деятельности:

  • поэтапное повышение к 2010 г. наукоемкости ВВП до 2–3%;
  • расширение присутствия Беларуси на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции и научных разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности;
  • дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере науки и инноваций;
  • создание благоприятного инвестиционного климата и системы экономического стимулирования в сфере научной и инновационной деятельности;
  • развитие системы подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов в сфере инновационного управления;
  • создание благоприятных условий для интеграции науки и производства с привлечением бизнес-структур и малого предпринимательства;
  • дальнейшая реализация мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.

 


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации научно-технической деятельности в регионах (10 апреля 2024 г., г. Брест)

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машино– и приборостроении» (18 апреля 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 05.02.2024
Copyright © БелИСА