БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(5) 2007
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(5) 2007

Нормативно-правовая база экономического и научно-технического сотрудничества Республики Беларусь со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

19 сентября 2007 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]


С.Н. Кулевская,
научный сотрудни­к отдела международного научно-технического сотрудничества ГУ «БелИСА»


Различия экономического и военного потенциалов, политической ситуации стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Республики Беларусь являются одними из основных причин, тормозящих развитие отношений между ними. Беларусь уже имеет соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий на уровне правительства с Китаем, Вьетнамом, Южной Кореей и Японией. Однако, несмотря на серьезный научно-технический потенциал нашей республики и этих стран Азии, в целом уровень активности в научно-техническом сотрудничестве недостаточен. Существует острая необходимость формирования принципиально новых отношений науки, бизнеса и государства.

Как правило, налаживание международного научно-технического сотрудничества Республики Беларусь осуществляется по следующим схемам. Наиболее типичная в таких случаях схема такова: вначале подписывается межправительственное соглашение, формируется программа мероприятий по его реализации (так называемая исполнительная программа двустороннего сотрудничества), а затем интенсифицируются связи на более низком уровне, формируются консорциумы, выполняются совместные проекты, реализуются контракты. По второй схеме все происходит в обратном порядке: сначала контакты на уровне организаций, договоренности о совместной деятельности и получение первых результатов, затем — договоренности на уровне правительств. В соответствии с этой схемой развивались отношения в сфере науки и технологий, например, с Южной Кореей. Каждая из схем имеет свои достоинства и недостатки. Однако для ряда стран АТР, с которыми договорно-правовая база еще не сформирована, наиболее приемлемым является второй вариант.

В формировании договорно-правовых отношений со странами АТР принимаются во внимание их действующие договоренности со странами-партнерами: Бангкокская декларация АСЕАН от 24 февраля 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии от 24 февраля 1976 г. и два дополнительных Протокола к нему, а также документы, лежащие в основе экономической деятельности стран АТР:

  • Соглашение о создании Зоны свободной торговли, 1992 г.
  • Программа «АСЕАН — видение в 2020 г.: партнерство в динамичном развитии», 1997 г.
  • Рамочное соглашение о Зоне инвестиций в АСЕАН (АИА), 1998 г.
  • Ханойская декларация «О сокращении отставания в развитии в целях осуществления более тесной интеграции АСЕАН», 23 июля 2001 г.

Важное место в деятельности стран АТР занимает также Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (15 декабря 1995 г.).

Следует учитывать и научно-техническую зависимость так называемых «новых индустриальных стран» (Таиланд, Малайзия, Филлипины) от высокоразвитых государств, а также их экспортно-импортную зависимость вследствие однобокого развития экономики. Для ряда стран АТР характерны преобладание аграрного сектора в отраслевой структуре экономики, высокая доля государственного сектора и государственного вмешательства в экономику.

Всего в 2005 г. между Республикой Беларусь и странами АТР в результате визитов на высшем и высоком уровне было подписано 46 двусторонних договоров. Наибольшее количество международных договоров заключено с Китаем (12), Вьетнамом (7), Кореей (3). Завершена подготовка к подписанию проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Малайзией. Всего за 2005 г. организовано и проведено 7 консультаций с МИД стран АТР.

По итогам работы за 2005 г. МИД Беларуси делает вывод об изменении содержания вновь заключаемых международных договоров. Всё меньше договоров носят рамочный характер. Увеличилось число международных договоров, заключаемых на межведомственном уровне, что свидетельствует о росте потребности в развитии правовых механизмов более детального и предметного регулирования международных контактов государства.

Перечислим основные документы, регулирующие отношения между Республикой Беларусь и странами АТР по состоянию на 2006 г.


Беларусь-Вьетнам

Годовой торговый оборот Беларуси и Вьетнама превышает 30,5 млн долларов. Из них почти 27 млн — белорусский экспорт.

Вьетнам экспортирует в Беларусь натуральный каучук, рис, орехи, лекарственные средства, переработанные овощи и фрукты, специи, кофе, чай, обувь. Белорусский экспорт во Вьетнам — автомобили «МАЗ», «БелАЗ», тракторы «Беларус», запасные части к белорусской технике, калийные удобрения, двигатели, насосы, подшипники, электрооборудование, нити комплексные искусственные.

В настоящее время по темпам развития Вьетнам уступает в этом регионе только Китаю. В 2006 г. рост ВВП Вьетнама составил около 8,2%, объем ВВП оценивался в 60 млрд долларов, объем экспорта — 39,6 млрд долларов.

В течение последних 13 лет между странами создана прочная договорно-правовая база двусторонних отношений. К настоящему времени заключено более 30 межгосударственных и межведомственных соглашений, в числе которых договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам; соглашения о содействии, осуществлению и взаимной защите инвестиций, о торгово-экономическом сотрудничестве, о научно-техническом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в области образования, о сотрудничестве в области медицины и фармацевтики, о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством общественной безопасности Вьетнама и др.

Большое значение имеют Договор о дружбе и сотрудничестве между Социалистической Республикой Вьетнам и Республикой Беларусь (апрель 1997 г.); Соглашение между Правительством Социалистической Республики Вьетнам и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве (март 1992 г.); Протокол о сотрудничестве между Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам и Национальным собранием Республики Беларусь (март 2000 г.) и т. д.

Семнадцатого мая 2005 г. подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании между Национальным собранием Республики Беларусь и Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам.

Предложения белорусской стороны о скорейшем заключении Соглашения о свободной торговле пока не поддерживаются вьетнамской стороной по причине наличия договоренностей в рамках Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) и завершающегося процесса вступления в ВТО (подписание документа рассматривается в ближайшей перспективе).

Действуют два межведомственных договора: между НАН Беларуси и Национальным центром естественных наук и технологий Вьетнама, Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы и Научным центром научной и технологической информации и документации Вьетнама.


Беларусь-Китай

В 2006 г. среднедушевой показатель ВВП для жителей китайской столицы преодолел рубеж в 6 000 долларов США (ВВП столицы в истекшем году вырос на 11,5%). ВВП Китая, по оценке Госкомитета по развитию и реформам КНР, достиг в минувшем году 20 трлн юаней (2,5 трлн долларов), увеличившись на 10,5%.

Объем двустороннего товарооборота в 2006 г. увеличился примерно на 30% по сравнению с 2005 г.

Китай экспортирует в Беларусь в основном телевизоры, полупроводниковые материалы, подшипники, аккумуляторные батареи и текстильные изделия. В белорусском экспорте в Китай доминируют грузовики и запчасти к ним, калийные удобрения, стальной прокат, продукция электроники и машиностроения.

Китай остается приоритетным партнером Беларуси на восточном направлении белорусской внешней политики. Самая большая по сравнению с другими азиатскими странами договорно-правовая база сотрудничества Беларуси и Китая насчитывает около 50 договоров и соглашений. Наиболее важные из них — соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения, поощрении и взаимной защите инвестиций, об охране прав интеллектуальной собственности.

Между двумя странами действует ряд договоров в области научно-технического сотрудничества на разных уровнях:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве, подписано 24.04.1992 г. Соглашение носит рамочный характер и определяет основные формы сотрудничества.
  • Соглашение об охране прав на интеллектуальную собственность от 23 апреля 2001 г.
  • Меморандум о взаимопонимании между ГКНТ и Министерством науки и техники КНР в области инновационной деятельности, подписанный в ноябре 2002 г., предусматривает оказание содействия на государственном уровне при создании и функционировании белорусско-китайских центров наукоемких технологий, совместных инновационных структур типа технопарков, технополисов и бизнес-инкубаторов.

Кроме того, заключен ряд соглашений между ГКНТ и правительствами отдельных провинций (Шаньдун, Хэнань и Цзилинь), а также между академиями наук обеих стран.


Беларусь-Тайвань

ВВП Тайваня составляет 15 573 долларов на душу населения. Как и в большинстве новых индустриальных стран Азии, темпы экономического роста повысились: прирост реального ВВП в январе-июне 2006 г. по сравнению с I полугодием предыдущего года на Тайване его составил 4,7 (2,7), в Гонконге — 6,6 (6,6), в Сингапуре — 9,4 (4,6). Увеличение реального ВВП Китая ускорилось. Темпы роста вложений в основной капитал повысились.

Тайваньский экспорт в Беларусь, как правило, составляет обувь, одежда, компьютерная техника и ее компоненты, текстиль. Белорусский экспорт в Тайвань — прокат металлов, удобрения и минералы.

Тайвань находится на седьмом месте в мире по критерию конкурентоспособности экономики, а инвестиционный климат Тайваня оценен как пятый в мире. Поэтому опыт Тайваня мог бы оказаться полезным для Беларуси в плане реализации совместных проектов в сфере высоких технологий. Тем не менее, здесь существуют определенные трудности, которые тормозят установление контактов. Одна из них — неурегулированность международно-правового статуса Тайваня.


Беларусь-Южная Корея

ВВП Южной Кореи составляет 15 000 долларов на душу населения, темп роста ВВП в 2006 г. составил 5,8%.

Экспорт в Беларусь — синтетические и искусственные ткани, машины для автоматической обработки информации, радиопередающая, рентгеновская и медицинская аппаратура, а также бытовая техника, детали компьютеров, одежда. Белорусский экспорт в Корею — продукция металлургии, калийные удобрения, искусственные нити, интегральные микросхемы, полупроводниковые и оптические приборы, продукция нефтехимии.

В 90-х гг. ХХ в. Республика Корея активно участвовала в работе международных и региональных организаций. Именно в этот период был принят ряд законодательных актов и государственных программ, таких как Специальный Закон о научном и технологическом развитии, пятилетний План развития науки и технологии (1997–2002 гг.), Национальный проект развития и др. Так появились серьезные предпосылки для развития экономического и научно-технического сотрудничества между Республикой Корея и Республикой Беларусь.

В 2004 г. было заключено соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Корея об экономическом, научном и техническом сотрудничестве, статьей 5 которого предусмотрено создание совместного комитета.


Беларусь-Япония

ВВП Японии в 2006 г. составил 39 615 тыс. долларов на душу населения (рост ВВП — не менее 3,2% в конце года).

Из Японии импортируются машины, промышленное и лабораторное оборудование, автомобили и части к ним, оптические инструменты, компьютерная, дорожно-строительная техника. Белорусский экспорт в Японию — калийные удобрения, стекловолокно, оптические и измерительные инструменты, лазеры, линзы, призмы, сгущенное и сухое молоко.

Сотрудничество между двумя странами характеризуется наличием давних связей. Основа его заложена Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве от 10 октября 1973 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 1995 г. Республика Беларусь оформила правопреемство.

Пятого ноября 1993 г. между Правительством Республики Беларусь и Правительством Японии подписано Соглашение о сотрудничестве в области нераспространения ядерного оружия и создании Комитета по сотрудничеству в этих целях.

В феврале 1994 г. и в марте 1996 г. посольству Японии переданы проекты соглашений о торговом и экономическом сотрудничестве и о поощрении и взаимной защите инвестиций, однако японская сторона высказала мнение о преждевременности их заключения. Согласно позиции японской стороны, заключению новых международных договоров должна предшествовать значительная активизация сотрудничества в соответствующих областях, однако после оказанной Беларусью поддержки Японии в рамках 59-й сессии ГА ООН японская сторона высказала намерение вернуться к рассмотрению базовых экономических соглашений.

Определенное значение для осуществления международного сотрудничества имеет письмо-соглашение об обмене патентной документацией между патентными ведомствами двух стран от 30 января 1995 г.


Беларусь-Таиланд

ВВП Таиланда в 2006 г. составил 8 319 тыс. долларов на душу населения.

Структура товарооборота между Республикой Беларусь и Таиландом отличается нестабильностью, поставки белорусских товаров носят нерегулярный характер. Из Таиланда в Беларусь вывозят натуральный каучук, рис, вычислительную и бытовую технику, аппаратуру связи, ткани, орехи, красящие вещества. Белорусский экспорт в Таиланд составляют: кожа из шкур крупного рогатого скота, стекловолокно, электронные интегральные схемы, устройства на жидких кристаллах, контрольно-измерительная аппаратура. В перспективе прорабатываются поставки медицинских лазеров.

Договорно-правовая база находится в стадии формирования. В мае 2000 г. в ходе визита правительственной делегации подписаны Протокол о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Королевства Таиланд, а также Соглашение о сотрудничестве между Белорусской торгово-промышленной палатой и Торговым советом Таиланда.

Таиландской стороне неоднократно предлагалось приступить к разработке рамочного проекта Соглашения о сотрудничестве в области торговли, экономики, науки и техники, однако ответной реакции до сих пор нет.

В декабре 2005 г. подписана Конвенция между правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Таиланд об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. К сожалению, в силу она пока не вступила.


Беларусь-Индонезия

ВВП Индонезии на душу населения составляет 3 100 долларов США.

Товарооборот между Индонезией и Беларусью оценивается как не соответствующий потенциальным возможностям.

Индонезия занимает первое место по поставкам сжиженного газа, второе — по производству натурального каучука и пальмового масла. В Беларусь импортируются электроприборы, текстиль. Экспорт Беларуси в Индонезию — калийные удобрения, оптика, нити комплексные искусственные, пищевые продукты.

Договорно-правовая база двусторонних отношений находится в стадии формирования. В мае 2004 г. в ходе визита в Индонезию правительственной делегации Республики Беларусь подписаны межправительственное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, а также Торговое соглашение.

В ходе межмидовских консультаций 30 июня 2004 г. в Минске были согласованы проекты Соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций и Протокола к Соглашению об экономическом и техническом сотрудничестве. Белорусской стороной было предложено также рассмотреть возможность подписания соглашений о сотрудничестве торгово-промышленных палат и о сотрудничестве в области образования.


Беларусь-Филиппины

Прирост ВВП Филиппин в 2006 г. составил не более 4,8%.

Товарооборот между Республикой Беларусь и Филиппинами оценивается как несоответствующий потенциальным возможностям. Импорт Филиппин составляют готовые промышленные изделия, электронное и телекоммуникационное оборудование, электротехнические товары, узлы и компоненты к ним. Белорусский экспорт в Филиппины — калийные удобрения, электронные интегральные схемы и микросборки, полупроводниковые приборы.

Инвестиции только в первой половине года сократились на 5,5%.

Договорно-правовая база двусторонних отношений не развита. Проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Филиппины о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций находится на рассмотрении филиппинской стороны с 1996 г. С марта 2004 г. на рассмотрении филиппинской стороны находится и проект Меморандума о межмидовских консультациях.


Беларусь-Монголия

Развитие торгово-экономических отношений Беларуси с Монголией не соответствует имеющемуся потенциалу. Товарооборот Беларуси и Монголии составил в январе-августе 2006 года составил 1,5 млн долларов. Показатель взаимной торговли в целом в 2006 г. был сформирован за счет белорусского экспорта, импорт из Монголии (местное сырье, полезные ископаемые) практически отсутствовал. Основа белорусского экспорта в Монголию — сельскохозяйственная техника, запчасти к автомобилям и трактора, калийные удобрения.

Научное сотрудничество осуществляется по линии Научно-технологического фонда Монголии и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, одной их форм взаимодействия которых является поддержка на конкурсной основе совместных проектов ученых двух стран

Таким образом, договорно-правовая база сотрудничества Республики Беларусь со многими странами АТР находится в стадии формирования (Таиланд, Индонезия, Филлипины), а с некоторыми странами АТР и вообще отсутствует (Малайзия).

К сожалению, не все находящиеся в стадии подготовки двусторонние договоры включают вопросы научно-технического сотрудничества.

В настоящее время на межправительственном уровне среди целевых стран Беларусь имеет соглашения о научно-техническом сотрудничестве только с 4 из них — Китаем, Вьетнамом, Южной Кореей и Японией:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о научно-техническом сотрудничестве от 5 июня 1995 г.
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Корея об экономическом, научном и техническом сотрудничестве от 17 мая 2004 г.
  • Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве, в отношении которого Беларусь оформила правопреемство.
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве от 24.04.1992 г.

Тем не менее, Республика Беларусь сохраняет хорошие отношения со всеми странами-партнерами Азии. В свою очередь заключенные соглашения заложили серьезную основу для развития плодотворного сотрудничества между Беларуси со странами АТР.

Наличие рамочных межправительственных соглашений не гарантирует динамики сотрудничества, хотя и создает условия для его развития. Принимая во внимание состояние научно-технической сферы и темпы ее развития в течение последнего десятилетия, научно-технические и экономические приоритеты целевых стран, наибольшую отдачу могло бы дать заключение межправительственных договоров в области науки и технологий с Сингапуром и Таиландом. При этом предпочтительнее выглядит схема организации сотрудничества, которая была использована в работе с Южной Кореей. В рамках этой схемы сначала наращиваются контакты между научными организациями и компаниями, на примере реальных проектов демонстрируется взаимная заинтересованность, вслед за этим следуют договоренности на уровне правительств.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА