БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(5) 2007
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(5) 2007

От программ помощи и содействия — к программам равноправного сотрудничества

25 сентября 2007 г.

[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]


А.А. Михейшин,
ассистент  Национального информационного офиса 7-й Рамочной программы научно-технологического развития ЕС

 
Основные программы международного научно-технического сотрудничества с европейскими научными коллективами

Среди наиболее известных и активных в Беларуси выделяется деятельность двух международных организаций, поддерживаемых и финансируемых Европейским Сообществом (ЕС). Это Международный научно-технический центр (МНТЦ) и Международная ассоциация содействия научно-технического сотрудничества с учеными новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС).

МНТЦ — межправительственная организация, учрежденная ЕС, Россией, США и Японией в 1992 г 1. МНТЦ рассматривает заявки на проведение научно-технических проектов в целях нераспространения вооружения и финансирует проекты, выполняемые в странах СНГ в основном специалистами, ранее связанными с оборонным производством. Беларусь присоединилась соглашению о создании МНТЦ в 1994 г.

В списке целей МНТЦ — предоставить ученым СНГ возможности для переориентации на мирную деятельность; содействовать решению национальных и международных научно-технических проблем; поддерживать фундаментальные и прикладные исследования, а также разработку технологий; поддерживать переход к рыночной экономике; а также поощрять интеграцию работавших по оборонной тематике ученых в мировое научное сообщество.

С момента создания до середины 2005 г. МНТЦ поддержал более 2 100 проектов в странах СНГ с общим объемом финансирования свыше 630 млн долларов США. Белорусские ученые приняли участие в выполнении 71 проекта, или 3,4% от общего количества (рис. 1). Сумма полученных ими средств составила 29,18 млн долларов США, или 3,2% от общего объема финансирования (рис. 2). Всего было подано 195 предложений с участием белорусских научных коллективов, из них 71 были успешными, то есть, финансирование получили проекты по каждой третьей заявке. Более 75% проектов выполнены или выполняются в научных организациях НАН Беларуси2.

 

Рис. 1. Количество проектов с участием коллективов из Беларуси, по которым МНТЦ принял решение о финансировании

 

 

Рис. 2. Объем финансирования белорусских участников проектов МНТЦ, млн долларов США

Наиболее успешными для участия научных коллективов Беларуси в конкурсах МНТЦ были 1998–2000 гг. После 2000 г. количество поданных от Беларуси заявок и принятых к финансированию проектов постепенно снижалось (см. табл.). В 2005 г. было подано 14 заявок, из которых принято решение профинансировать шесть, причем две из них были поданы от российских организаций.

Количество заявок и принятых к финансированию проектов МНТЦ
с участием научных коллективов Беларуси (2000–2004 гг.)

Год Подано предложений Количество проектов, по которым принято решение о финансировании
2000 38 12
2001 24 10
2002 17 7
2003 19 5
2004 14 8


Уменьшение количества заявок свидетельствует о снижении интереса белорусских ученых к проектам МНТЦ. Обозначившуюся тенденцию можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, не является прозрачной процедура отбора проектов: заявитель не знает, какими критериями будут руководствоваться при отборе проектов. Во-вторых, проекты, получившие высокие и даже очень высокие баллы, могут быть рекомендованы к реализации без выделения финансирования. После таких результатов рассмотрения заявок у ученых падает интерес к сотрудничеству с МНТЦ.

ИНТАС — Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными новых независимых государств бывшего Советского Союза3. Она образована странами-членами ИНТАС и Европейским Сообществом в 1993 г. Ее статус — международная неправительственная некоммерческая ассоциация, зарегистрированная в Бельгии со штаб-квартирой в Брюсселе.

Цель деятельности ИНТАС — содействие сохранению научно-технологического потенциала государств бывшего Советского Союза и развитию научных исследований через международное научно-техническое сотрудничество в интересах социально-экономического развития этих государств, являющихся странами-партнерами ИНТАС.

В течение 1993–2003 гг. ИНТАС профинансировал свыше 2 500 проектов и других мероприятий по сотрудничеству на общую сумму около 220 млн евро. Источниками финансирования были ЕС (194,5 млн евро, или 88%), отдельные страны-члены ИНТАС (15 млн евро, или 7%), некоторые страны СНГ (10,5 млн евро, или 5%). Среднегодовой объем финансовой поддержки составил 20 млн евро.

Финансирование выделялось на проекты в восьми научных областях, семь из которых относятся к естественным наукам. Проекты гуманитарной сферы были представлены слабо. Доминировали проекты в области физики — в среднем около 28% проектов. Большинство научных коллективов (около 70%) — из России (в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска), 16% команд-участников проектов — из Украины и Беларуси. Количество команд из других стран СНГ, участвовавших в финансируемых ИНТАС проектах, относительно невелико.

Белорусские научные коллективы участвуют в конкурсах ИНТАС с самого начала деятельности организации. Из 12 стран-партнеров ИНТАС Беларусь постоянно занимает третье место по уровню участия в финансируемых ИНТАС проектах и другой деятельности. За период с 1992 по 2004 г. научные коллективы нашей страны принимали участие в 343 совместных научно-исследовательских проектах с общим объемом финансирования свыше 190 млн евро. Белорусские ученые проявили больший интерес и были более успешны в проектах, связанных с исследованиями в области физики, химии, математики, информационных технологий. По грантам ИНТАС белорусские ученые получили около 8 млн евро4.

В 1997 и 2003 г. были успешно проведены два совместных конкурса ИНТАС-Беларусь с бюджетом около 1 млн евро каждый, в рамках которых профинансированы 28 совместных научно-исследовательских проектов.

В целом количественные и финансовые показатели успешного участия белорусских ученых в конкурсах и проектах ИНТАС свидетельствуют как о конкурентоспособности белорусской науки в регионе СНГ, так и о способности успешно участвовать в совместных проектах с европейскими партнерами.

В течение нескольких последних лет ИНТАС выделяет больше средств на проведение совместных и тематических конкурсов, с уменьшением доли финансирования проектов по открытым конкурсам. Поскольку белорусские научные организации наиболее успешны в открытых конкурсах, появляется тенденция к снижению общего количества белорусских участников проектов ИНТАС.

Хотя участники открытых конкурсов ИНТАС попадают в условия жесткой конкуренции и отбора — средний уровень успешности по открытым конкурсам ИНТАС составляет 7%, — именно через открытые конкурсы белорусские научные коллективы получили большую часть финансирования ИНТАС. Степень успешности белорусских научных коллективов падает при участии в тематических и совместных конкурсах ИНТАС, ориентированных на узкую тематику или приоритетное участие научных коллективов из определенных стран.

Анализ доступных данных по сотрудничеству с МНТЦ и ИНТАС позволяет говорить о тенденции постепенного уменьшения масштабов их деятельности.


Предпосылки для изменения условий научно-технического сотрудничества с европейскими партнерами

Обе организации — и МНТЦ, и ИНТАС — были созданы в начале 1990-х годов, и были задуманы как инструменты для поддержки научно-технического сотрудничества с учеными бывшего Советского Союза. Это было время дезинтеграции единого советского научного пространства, резкого падения государственных расходов на науку при отсутствии каких-либо альтернативных источников финансовой поддержки и развития научной сферы в России и других бывших советских республиках.

Европейское научное сообщество не осталось безучастным и инициировало создание ряда инструментов для поддержки науки через развитие научно-технического сотрудничества с учеными бывшего СССР. Заинтересованность европейцев основывалась не в последнюю очередь на их стремлении сохранить научный потенциал как основу для экономического и социального развития стран бывшего Советского Союза, а также желании привлечь ученых бывшего СССР к решению актуальных научных задач европейской и мировой науки.

Через созданные в начале 90-х годов инструменты многостороннего научно-технического сотрудничества у европейцев появилась возможность поддержать наиболее конкурентоспособные научные коллективы грантами на выполнение совместных и многосторонних проектов научных исследований. В какой-то степени это способствовало уменьшению негативных последствий для научного сообщества СНГ.

С началом нынешнего десятилетия экономическая ситуация в России и многих других странах СНГ постепенно начала меняться к лучшему. Появилась отчетливая динамика позитивных изменений в научной сфере этих стран. Улучшение экономических показателей привело к росту госбюджетов и в известной степени — к увеличению государственных расходов на науку. Кроме того, возросла способность научных организаций находить внебюджетные источники для финансирования научной деятельности. В целом можно сказать, что начался процесс выхода науки из кризиса практически на всем постсоветском пространстве.

В этом контексте созданные ранее инструменты международного научно-технического сотрудничества в возрастающей степени не соответствуют новым реалиям. Все чаще ставится вопрос о целесообразности существования ранее созданных программ сотрудничества, и в более широком плане — насколько созданные ранее организации, в том числе ИНТАС и МНТЦ, адекватны этим новым реалиям. Все больше осознается необходимость создания новых институциональных рамок и инструментов для научно-технического сотрудничества между ЕС, Россией и другими странами СНГ.

В настоящее время уже стоит вопрос о будущем ИНТАС. Для многих трансформация деятельности ИНТАС представляется неизбежной. С точки зрения меняющихся условий внутри ЕС и происходящих в СНГ перемен, ИНТАС в настоящее время находится на перепутье. Будет ли его нынешний или измененный мандат актуален в будущем? Можно ли подходить к СНГ как к однородной, интегрированной группе стран? Каковы адекватные институциональные рамки деятельности ИНТАС в будущем? Казалось бы, ответы на эти вопросы очевидны. Но воплотить эти ответы в конкретные формулировки и, что более важно, принять соответствующие политические и административные решения в рамках сложных внутренних процедур ЕС — дело не простое и не быстрое.


Изменение условий научно-технического сотрудничества с европейскими партнерами

Меняющиеся рамочные условия научно-технического сотрудничества свидетельствуют о неизбежности перехода от удобных и весьма популярных в научном сообществе СНГ программ поддержки науки к программам равноправного сотрудничества в области науки и технологий между ЕС и Россией, а также ЕС и рядом стан СНГ.

В настоящее время складываются условия для такого перехода. Можно предположить, что нынешним реалиям будут соответствовать следующие принципы для научно-технического сотрудничества между европейскими учеными и их партнерами в СНГ. Как и ранее, это будет сотрудничество на основе взаимного интереса. Но теперь это будет также сотрудничество на равноправной основе, предполагающее совместное финансирование проектов с участием научных коллективов ЕС и СНГ.

Условия для сотрудничества с европейскими научными коллективами в рамках существующих общеевропейских программ главным образом будут определяться правилами участия в 7-й Рамочной программе научно-технологического развития ЕС (7 РП) для «третьих» стран5.

В случае если деятельность ИНТАС не будет включена в 7 РП, то ученые из России и СНГ потеряют единственный эффективный инструмент и возможность создания совместных с европейскими учеными программ, финансирования совместных научно-исследовательских проектов, в которых их интересы и возможности будут более полно учтены и востребованы.

Предлагаемый в настоящее время Европейской Комиссией проект 7 РП не предусматривает включение в нее ИНТАС. По мнению чиновников Европейской Комиссии, сотрудничество с учеными из России и других стран СНГ следует осуществлять в том же формате и с помощью таких же инструментов, которые предлагаются в 7 РП для «третьих» стран.

При этом важное значение будут иметь содержание и статус отношений каждой из стран с ЕС. Прежде всего имеется в виду политическая составляющая этих отношений и уровень взаимодействия отдельно с каждой страной в рамках других сфер и инструментов для сотрудничества, выработанных и предлагаемых ЕС. Это отношения в рамках в рамках двух— и многосторонних инструментов сотрудничества: соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС с отдельными странами, соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий6, инструменты политики «соседства» ЕС для стран, граничащих с государствами Евросоюза.

По мнению многих как ученых стран СНГ, так и европейцев, предлагаемый вариант и форматы сотрудничества не позволят в более полной мере реализовать их взаимный интерес к сотрудничеству. Отсутствие ИНТАС — проверенного временем эффективного инструмента для сотрудничества европейских ученых и их коллег из СНГ — негативно скажется на уровне и интенсивности этого сотрудничества. Предложенный чиновниками Еврокомиссии вариант в значительной степени учитывает их собственные интересы: вместо того, чтобы поработать над изменением мандата ИНТАС и решить вопросы институционального и юридического статуса этой ассоциации, для Еврокомиссии — как представителя ЕС в ИНТАС — проще убрать ИНТАС из 7 РП и прекратить его финансовую поддержку. Логика проста и известна: нет организации, нет проблемы. Но при этом интересы ученых, то есть непосредственно тех, для кого чиновники работают и создают условия для работы, остаются в стороне.


Последствия для белорусских научных организаций

Тенденции изменения условий для научно-технического сотрудничества в рамках действующих многосторонних программ с участием европейских ученых позволяют сделать предположение, что те инструменты сотрудничества, через которые белорусские ученые наиболее успешно реализовывали свой потенциал, будут либо модифицированы, либо их доля значительно снизится. Можно ожидать сокращения реально работающих инструментов и программ поддержки многосторонних научно-исследовательских проектов, открытых для участия белорусских организаций.

Вместе с тем, остаются открытыми возможности для участия в 7 РП, существовавшие и ранее в 6 РП, но в значительной степени оставшиеся нереализованными.

Участие в проектах европейских Рамочных программ предполагает администрирование проекта одним из европейских партнеров и участие в нем на равноправной основе в составе консорциума научных групп из других европейских стран. При этом для выполнения научно-исследовательских проектов необходимо обеспечить софинансирование в объеме, который зависит от типа выполняемой работы по проекту — управления проектом, проведения научных исследований, обучения персонала, организации семинаров или конференций и т. п.

Основные факторы для оценки собственной возможности для белорусских научных организаций участвовать в проектах 7 РП можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние — это партнерские отношения с европейскими коллегами, их заинтересованность в сотрудничестве с белорусскими учеными, умение руководить консорциумом научных коллективов из разных стран и решать проблемные вопросы участия в конкурсах Рамочных программ. Внутренние — это наличие научного потенциала как минимум европейского уровня, способность решать административные, финансовые и другие вопросы, связанные с участием в проектах Рамочных программ, а также понимание важности и реальный интерес к сотрудничеству с европейскими научными институтами.

В практическом плане работу следует начинать с поиска потенциальных партнеров и необходимых знаний и информации о 7 РП. Знания и информация о 7 РП позволят выяснить, есть ли и каковы возможности участия в 7-й Рамочной программе для конкретного института или коллектива. После выяснения существующих возможностей целесообразно сравнить их с теми, которые возможно доступны для белорусских ученых в действующих программах сотрудничества европейских региональных организаций, а также в рамках двустороннего сотрудничества с отдельными европейскими странами. Если сравнение будет в пользу 7 РП, дальнейшие усилия должны быть сконцентрированы на работе с потенциальными партнерами.

Для знакомства с возможностями в 7 РП нужно прежде всего просмотреть материалы, доступные на сайтах европейской научной информационной системы “CORDIS”, в первую очередь — на отдельном сайте по 7 РП7. Кроме того, белорусские ученые могут получить бесплатные консультации в Национальном информационном офисе 7 РП в Минске8.


7-я Рамочная программа научно-технологического развития ЕС

В июне 2006 г. пройден важный этап в подготовке к реализации 7 РП — ее проект в целом был поддержан Европарламентом. Согласно этому проекту на реализацию этой программы в течение 2007–2013 гг. будет выделено свыше 50 млрд евро, что в реальном выражении будет означать практически двукратное увеличение общеевропейского бюджета на науку. Наиболее крупная часть 7 РП — программа «Сотрудничество» — предусматривает финансирование в том числе и проектов НИОКР по 10 приоритетным направлениям. В число приоритетных вошли научные исследования в интересах здравоохранения; биотехнологии, продукты питания, сельское хозяйство; информационные и коммуникационные технологии; нанонауки, новые материалы и производственные процессы; энергетика; окружающая среда; транспорт; социальные и гуманитарные науки; безопасность; космические исследования.

По некоторым направлениям эти приоритеты совпадают с отдельными пунктами перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 гг.9 Этот фактор, а также фактически двукратное увеличение общеевропейских расходов на науку и возможность участвовать в общеевропейских научных проектах и получать финансовую поддержку на реализацию проектов по этим приоритетным направлениям создают объективные предпосылки для реальной заинтересованности белорусских научных организаций в участии в 7 РП.

После начального периода ознакомления и накопления первого опыта ведущие научные коллективы Беларуси смогут найти свое место и получить выгоду от участия в Рамочных программах. Их успех и эффективность сотрудничества будет зависеть от ряда условий: от того, насколько продуманными и систематическими будут усилия заинтересованных организаций и представителей научного сообщества по информированию, обучению своих ученых и администраторов, содействию в поиске партнеров, налаживанию взаимодействия национальных научных коллективов с потенциальными европейскими партнерами.

Консультационная, методическая, информационная поддержка национальных научных организаций важны для участия в европейских конкурсах на финансирование научных исследований и иной научной деятельности. Не менее важным является и способность лоббировать и продвигать интересы национальных научных организаций на европейском рынке научных исследований. В этом, так же как и в деле совместного финансирования и создания разумных рамочных условий для научно-технического сотрудничества с участием европейских партнеров в Республике Беларусь предстоит сделать еще очень многое.

В заключение попытаемся ответить на вопрос, зачем же участвовать в 7 РП. Многие успешные белорусские научные организации и коллективы могут быть вполне довольны заметным прогрессом в сотрудничестве с новыми партнерами из стран азиатско-тихоокеанского региона. На фоне известных трудностей и проблем, характерных для участия в общеевропейских программах, более целесообразными могут показаться усилия по дальнейшему развитию проектов и программ сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона, поиску и установлению новых партнерских отношений с научными организациями стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Однако целесообразность такого подхода далеко не очевидна. Особенно если думать о создании условий для развития науки завтрашнего дня в Республике Беларусь, решения наиболее актуальных проблем снижения энергозависимости и повышения энергоэффективности национальной экономики, понимания тенденций развития и правил игры на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, и, соответственно, создания условий для выхода на эти рынки с продуктами и услугами собственного производства. Иными словами, если думать о том, какой будет наука завтрашнего дня Беларуси, а также о том, как найти и занять свою нишу на рынке высокотехнологичных товаров и услуг, то участие в общеевропейских научно-исследовательских проектах представляется очевидным и обязательным условием для сохранения и развития потенциала белорусской науки.

______________________

1Более подробно о МНТЦ см. материалы сайта http://www.istc.ru.

Здесь и далее данные по деятельности МНТЦ и ИНТАС приведены на основании материалов, подготовленных автором и О.А. Мееровской для статьи «Беларусь: потенциал для международного сотрудничества в области инноваций и трансфера технологий», представленной на 15-м международном семинаре научно-технической информации в странах Центральной и Восточной Европы, Краков, 22 мая 2006 г.

Более подробно об ИНТАС см. материалы сайта http://www.intas.be.  

Неполные данные на конец 2004 г.

В терминологии рабочих документов Европейской Комиссии «третьи» страны — это государства, не являющиеся членами или кандидатами в члены Европейского Союза.

Из всех стран СНГ соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий  заключены ЕС с Российской Федерацией, а также с Украиной.

См. http://cordis.europa.eu/en/home.html и http://cordis.europa.eu/fp7/.

См. контактную информацию Национального информационного офиса http://www.fp7-nip.org.by/ru/nip/contact/.

См. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА