Информационные ресурсы для содействия международному научно-техническому сотрудничеству университетов
21 сентября 2007 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]
В.А. Гулецкий,
старший научный сотрудник Межвузовского центра маркетинга НИР
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают значительное влияние на развитие современного общества. В подтверждении этого тезиса можно привести слова профессора Клауса Шваба, который в отчете о развитии информационных технологий в мире за 2004–2005 гг. сказал следующее: «…Экономисты считают, что на переднем крае технологий сегодня находятся информационно-коммуникационные технологии, играющие возрастающую и каталитическую роль в процессе движения вперед…».
За последние годы информационные интернет-ресурсы Беларуси в научно-технической сфере сделали большой шаг вперед применительно к международному научно-техническому сотрудничеству (МНТС). Материалы, связанные с МНТС в той или иной степени, публикуются на сайтах ГКНТ, НАН Беларуси, университетов, субъектов инновационной инфраструктуры Министерства образования, предлагающих научно-техническую продукцию. Если рассматривать другие министерства и ведомства, то следует отметить ресурс Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, работающего под эгидой Министерства иностранных дел.
Наиболее полную и систематизированную информацию, способствующую МНТС университетов, можно найти на порталах Республиканского центра трансфера технологий, Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, Национального контакт-пункта европейских программ в области ИКТ, Межвузовского центра маркетинга НИР (МЦМНИР).
Остановимся подробнее на возможностях портала МЦМНИР. Прежде всего, хочется обратить внимание на возможность подписки на рассылку новостей портала, что позволяет, с одной стороны, экономить время, а с другой — всегда быть в курсе событий инновационной деятельности университетов и возможностей МНТС.
Кратко перечислим разделы портала, связанные с МНТС ученых университетов:
-
информация: в этом разделе следует обратить внимание на два подраздела — «сотрудничество: события и анализ», «календарь международных выставок и конференций»;
-
методики: помимо выложенных на портале материалов конференций, в том числе и международных, в области научно-технической деятельности, существует возможность получить методические рекомендации, например, как правильно защитить интеллектуальную собственность, как организовать поставку продукции за рубеж и т. п.;
-
организации: здесь непосредственно размещена реклама продукции университетов на русском и английском языках; кроме того, для университетских предприятий и лабораторий имеется возможность вести свой сайт в составе портала. По уже имеющемуся опыту можно утверждать, что это позволит значительно расширить МНТС владельца сайта;
-
разработки: здесь также доступна реклама по продукции университетов, но классифицированная по отраслям экономики;
-
подача заявок: данный раздел находится в стадии проектирования, но к концу года с его помощью будет реализована возможность подачи заявки в режиме он-лайн на получение исследовательского гранта или на участие в выставках/конференциях, в том числе международных;
-
наша сеть: при помощи этого раздела поступающие запросы на научно-техническую продукцию университетов рассылаются по существующей сети центров трансфера технологий;
-
наши партнеры: с помощью информации данного раздела мы предлагаем всем заинтересованным сотрудничать с зарубежными организациями, с которыми МЦМНИР имеет партнерские договоры.
Возвращаясь к роли ИКТ, отметим, что при помощи мобильного телефона в любое время суток доступна на двух языках следующая информация: последние новости на портале www.icm.by, контактные данные сотрудников научной части университетов (проректоров по научной работе, начальников НИС и НИЧ, директоров центров трансфера технологий), информация о продукции и реквизитах предприятий, имеющих на портале свои сайты.
На рис. 1 показана тенденция роста обращений к порталу, а на рис. 2 указано, откуда приходили запросы через портал на научно-техническую продукцию университетов в 2005 г.
Рис. 1. Статистика обращений к порталу МЦМНИР
Рис. 2. География запросов на научно-техническую продукцию университетов в 2005 г. через портал www.icm.by.
Ссылки по теме:
|