Об итогах работы Государственного комитета по науке и технологиям в 2006 году и задачах на 2007 год
23 августа 2007 г.
[Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий» / учредитель ГУ «БелИСА». — Минск: ГУ «БелИСА», 2007, № 1(5)]
В.Е. Матюшков,
Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, д-р техн. наук
В.И. Недилько,
первый заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, канд. эконом. наук
А.Н. Коршунов,
начальник Управления научно-технической политики Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, канд. физ.-мат. наук
Основным направлением деятельности ГКНТ в 2006 г. была реализация мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 г., решений третьего Всебелорусского народного собрания, других основополагающих документов Президента и Правительства Республики Беларусь, направленных на создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей и социально ориентированной экономики.
Следует отметить, что значительные усилия ГКНТ, НАН Беларуси, других отраслевых министерств и концернов в 2006 г. были сконцентрированы на разработке Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг., в основу которой положена Концепция Национальной инновационной системы (одобрена Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь от 8 июня 2006 г. № 05/47пр).
Программа направлена на достижение главного приоритета страны — перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации.
В основу Государственной программы заложено поэтапное построение Национальной инновационной системы — современной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.
За период 2007–2010 гг. планируется создать 100 новых предприятий, организовать 400 новых производств, провести комплексную модернизацию 600 действующих производств на основе внедрения 900 передовых технологий. Всего около 1 100 новых и модернизированных предприятий реального сектора экономики станут наиболее конкурентоспособными на европейском и мировом рынках.
В результате значительно возрастет доля конкурентоспособных производств и технологий V и VI укладов. К 2010 г. будут увеличены финансовые затраты на исследования и разработки за счет всех источников в 2,5–3 раза; достигнуто увеличение выпуска новой продукции в промышленности до 18−20%, удельного веса сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции — до 70%.
Инновационное развитие экономики будет в основном базироваться на отечественных научных разработках и технологиях.
Будет осуществлена модернизация экономики на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков; завершено расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; созданы новые прогрессивные производства по выпуску новой наукоемкой продукции.
Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 26 марта 2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития страны на 2007–2010 годы. На реализацию программы планируется израсходовать в 2007–2010 гг. в общей сложности 16 113,2 млрд руб.
Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» ГКНТ с участием республиканских органов государственного управления, облисполкомов, НАН Беларуси подготовлены и постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 утверждены расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность по направлениям и государственным заказчикам в объеме 310750,0 млн руб. (рис. 1). ГКНТ осуществлял постоянный контроль за ходом фактического использования госзаказчиками и исполнителями работ бюджетных средств в сфере науки и инновационной деятельности.
Рис. 1. Расходы республиканского бюджета на науку
Министерство финансов с учетом предложений ГКНТ и государственных заказчиков утвердило план поквартальных назначений этих средств для каждого министерства, облисполкома, другого государственного органа государственного управления. ГКНТ с участием Министерства финансов был обеспечен еженедельный мониторинг фактического использования бюджетных средств каждым государственным заказчиком. Казначейства республики осуществляли проплаты платежных документов без задержек, регулярно.
В результате проведенной работы за прошедший год фактические расходы (кассовое исполнение) на научно-техническую сферу из бюджета составили 300 313,0 млн руб., или 96,7% по отношению к годовому плану. Двадцать одно министерство, концерн или другой орган государственного управления обеспечили стопроцентное использование средств. По разным причинам из республиканского бюджета невостребованными оказались ассигнования в размере 10 205,4 млн руб. (3,28% от годового плана). По направлениям, которые определены Законом «Об основах государственной научно-технической политики», расходование средств в 2006 г. выглядит следующим образом:
-
на фундаментальные и прикладные научные исследования было предусмотрено 90 225,0 млн руб., а фактически использовано 89 732,9 млн руб. (99,6%);
-
на выполнение заданий президентских, государственных народнохозяйственных программ (разделы научного обеспечения), государственных научно-технических программ (ГНТП), региональных и отраслевых научно-технических программ предусматривалось 122 700,5 млн руб., а фактически не использовано 3 460,9 млн руб. (2,8%).
Необходимо отметить невостребованность средств в значительных объемах рядом государственных заказчиков, в том числе: Министерством связи и информатизации (госзаказчик Государственной программы «Электронная Беларусь») из 11 881,3 млн руб. (уточненный план 2006 г.) не использовано 1 691,4 млн руб. (14,2% от планового объема); концерном «Белбиофарм» (уточненным планом на программы предусматривалось 3 394,9 млн руб.) не востребовано 630,1 млн руб. (18,5%); Министерством образования (годовым планом на Президентскую программу «Дети Беларуси» предусматривалось 442,0 млн руб) не востребовано 239,1 млн руб. (54,0% от плановых ассигнований); на выполнение Государственной программы «Лекарственные вещества» (госзаказчики — Министерство спорта и туризма, НАН Беларуси) по просьбе НАН Беларуси было дополнительно предусмотрено 520,0 млн руб. (22,9% от годового объема программы). Однако ни одного рубля из этих средств не востребовано.
На подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров предусматривалось 7 864,5 млн руб., из них не востребовано 718,5 млн руб. (9,1%). Нельзя не отметить, что Высшей аттестационной комиссией из запланированных 1 424,6 млн руб. на аттестацию научных кадров фактически использовано только 856,5 млн руб. (60,1%), не востребовано 568,2 млн руб. (39,9%).
На международное научно-техническое сотрудничество было предусмотрено 10 538,4 млн руб., а фактически затраты составили только 9 083,1 млн руб. (86,2%). Не востребованы ассигнования в сумме 1 455,3 млн руб. (13,8% от годового плана по направлению).
На развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций уточненным планом предусматривались средства в размере 35 969,2 млн руб.
Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность предусмотрены в размере 343 300,0 млн руб., что составляет 1,07% от расходной части республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 246 предусмотрено финансирование по направлениям: на фундаментальные и прикладные научные исследования — 99 098,7 млн руб. (28,86% от общих ассигнований на науку), на выполнение программ всех уровней — 141 030,0 млн руб. (41,1%), на развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций — 34 330,0 млн руб. (10,0%), на государственную систему НТИ — 14 143,9 млн руб. (4,1%), на международное научно-техническое сотрудничество — 11 642,0 млн руб. (3,4%), на подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров — 8 927,1 млн руб. (2,6%) и т. д.
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере науки
В 2006 г. приняты ряд актов законодательства в научно-технической сфере, разработанные с участием ГКНТ, среди которых можно отметить следующие:
-
Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 «Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 513 «О патентных пошлинах»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 418 «О мерах по стимулированию производства лазерно-оптической техники в Республике Беларусь»;
-
Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1103 «Об использовании результатов НИОК(Т)Р»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2006 г. № 5 «Об утверждении перечня государственных научно-технических программ на 2006–2010 годы»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2006 г. № 1626 «Об утверждении Белорусской части Межправительственной Белорусско-Венесуэльской комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2006 г. № 1533 «Об утверждении перечня региональных научно-технических программ на 2006–2010 годы»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, финансируемых за счет средств инновационных фондов»;
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 «Об утверждении расходов за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 году на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам»;
-
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1117 утверждено положение «О порядке формирования, финансирования и выполнения государственных комплексных целевых научно-технических программ».
Можно с уверенностью констатировать, что в стране последовательно создается благоприятная для научно-инновационной деятельности экономическая и правовая среда.
К примеру, Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфрастуктуры» определены новые правовые и экономические возможности для трансфера технологий, внедрения научных разработок в реальный сектор экономики.
Указом «О мерах по стимулированию производства лазерно-оптической техники в Республике Беларусь» предусмотрено приоритетное развитие и производство лазерно-оптической техники, координация научного обеспечения разработок и непрерывности инновационного цикла при реализации данной конкурентоспособной продукции.
Тем не менее, в проекте Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы предусмотрена разработка ряда новых законодательных актов (доработка действующих), с помощью которых будут решаться следующие задачи:
-
развитие инновационного предпринимательства;
-
развитие финансовой инфраструктуры;
-
создание мотивационного механизма инновационной деятельности;
-
развитие института использования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
-
подготовка кадров для инновационной деятельности.
Выполнение научно-технических программ
В соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы в Перечень государственных научно-технических программ на 2006–2010 годы включены 27 программ (рис. 2). Этим Перечнем определены государственные заказчики, головные организации-исполнители и ориентировочные объемы финансирования программ.
Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции |
Новые материалы и новые источники энергии |
Медицина и фармация |
Информационные и телекоммуникационные технологии |
Технологии производства, переработки и хранения сельхозпродукции |
Промышленные биотехнологии |
Экология и рациональное природопользование |
CALS-технологии
Машиностроение
Технологии и оборудование машиностроения
Радиоэлектроника
Микроэлектроника
ОПТОТЕХ
Ресурсосбережение
Городское хозяйство
Эталоны и научные приборы
Белсельхозмеханизация
|
Химические технологии и производства
Новые материалы и технологии
Строительные материалы и технологии
Защита документов
Энергетика
Ядерно-физические технологии
|
Новые лекарственные средства
Лечебные и диагностические технологии
Инфекционные заболевания и микробиологические биотехнологии
|
Информационные технологии
Защита информации
|
Агропромкомплекс — возрождение и развитие села |
Промышленные биотехнологии |
Управление лесами и рациональное лесопользование
Экологическая безопасность
Защита от чрезвычайных ситуаций
|
Рис. 2. ГНТП по приоритетным направлениям научно-технической деятельности
Включенные в программы задания предусматривают разработку передовых технологий и новых видов наукоемкой экспортно ориентированной и импортозамещающей продукции, организацию ее серийного выпуска на основе собственной сырьевой и материально-технической базы; создание условий для технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке и перехода в дальнейшем к V и VI технологическим укладам; разработку адаптивных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых сортов растений, видов удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания; осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности, базирующихся на новых природоохранных и медицинских технологиях; развитие технологической базы науки и инновационной инфраструктуры.
В ГНТП нового цикла используются результаты научных исследований, полученные при выполнении государственных программ фундаментальных исследований (ГПФИ), государственных программ ориентированных фундаментальных исследований (ГПОФИ) и государственных программ прикладных научных исследований (ГППНИ).
В соответствии с утвержденными ГНТП на 2006–2010 гг. в республике планируется создать более 360 наименований машин, оборудования и приборов, более 280 наименований материалов, веществ и инструментов, разработать более 370 технологических процессов и более 90 систем (комплексов, АСУ и др.), более 200 наименований другой продукции (сорта растений, программ, методики).
Фактически в отчетном периоде по указанным программам госзаказчиками заявлено и утверждено приказами ГКНТ в составах работ 82,1 млрд руб. бюджетных ассигнований, что составляет 99,3% от запланированного на 2006 г. объема бюджетных средств, предусмотренных в утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 Расходах за счет средств республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам.
Кроме 27 ГНТП из утвержденного Правительством Перечня программ в 2006 г. ГКНТ предусмотрено финансирование НИОК(Т)Р по разделам научного обеспечения одной президентской программы, 15 государственных народнохозяйственных и социальных программ, а также 9 отраслевых научно-технических программ. Общий объем бюджетного финансирования заданий программ в соответствии с Расходами за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 г. на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам, составил 121395,5 млн руб. Приказами ГКНТ утверждены составы работ 2006 г. с объемом бюджетного финансирования 119867,5 млн руб., что составляет 98,7% от общего объема финансирования. В том числе по президентским программам — 202,9 млн руб. (45,9%), государственным народнохозяйственным и социальным программам — 31427,5 млн руб. (97,9%), государственным научно-техническим программам — 82084,4 млн руб. (99,3%), отраслевым научно-техническим программам — 6152,7 млн руб. (100%).
За отчетный год оказались невостребованными финансовые средства, предусмотренные на выполнение:
-
Президентской программы «Дети Беларуси» (госзаказчик — Министерство образования) в сумме 239,1 млн руб. (54,1% от предусмотренного годового объема расходов на программу) в связи с оптимизацией госзаказчиком мероприятий программы при подготовке программы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 15 мая 2006 г. № 318.
-
Государственной программы «Белмедтехника» (госзаказчик — Министерство промышленности) — 148,7 млн руб. (23,1% от годового объема расходов на программу). Финансовые средства на программу не были востребованы в полном объеме по причине отказа соисполнителя задания УП «Минский НИИ радиоматериалов» от участия в выполнении работ в 2006 году и ряда других.
Несмотря на то, что завершен только первый год нового цикла выполнения ГНТП, в рамках этих программ получен ряд результатов, которые можно отнести к важнейшим. Например, результаты, полученные в рамках ГНТП «Защита документов», «Лечебные и диагностические технологии», «Машиностроение»: изготовлены опытные партии средних панорамных стекол для троллейбуса АКСМ-321, трамвая АКСМ-60102, автобуса МАЗ-171, зерноуборочного комбайна Лида-1300, что позволит сократить импорт стекол для нужд автотракторной отрасли.
В НИИ ФХП БГУ выпущена экспериментальная партия смесевого дизельного биотоплива (2 т) с содержанием метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла 5%. Разработан опытно-промышленный технологический регламент на производство дизельного биотоплива и соответствующие европейским стандартам 6 методик определения качественных показателей смесевых дизельных биотоплив.
По информации госзаказчиков ГНТП из 867 заданий, подлежащих выполнению в 2006 г., выполнено 852 задания (98,2%), не выполнено 15 заданий.
Из 18 заданий ГНТП «Новые лекарственные средства» (госзаказчик — концерн «Белбиофарм») подпрограммы «Аминокислоты» (головная организация исполнитель — Институт физико-органической химии НАН Беларуси) в 2006 г. по организационным причинам не обеспечено выполнение в полном объеме работ по 14 заданиям (78%), а именно: не подготовлены своевременно документы и не получено разрешение на проведение клинических испытаний новых лекарственных средств. Концерном «Белбиофарм» и НАН Беларуси создана рабочая группа для действенного контроля за ходом выполнения подпрограммы и выработки конкретных мер по исправлению положения, сложившегося с выполнением вышеуказанной подпрограммы.
Не выполнено задание по ГНТП «Химические технологии и производства»: не организовано опытное производство полупродукта синтеза оптически отбеливающих веществ (исполнитель — Институт химии новых материалов НАН Беларуси) подпрограммы «Малотоннажная химия» (госзаказчик — БГУ). В настоящее время исполнителями проводится работа по завершению разработки проектной документации на опытную установку за счет собственных средств ОАО «Могилевхимволокно».
В соответствии с новой нормативной правовой базой государственными заказчиками ГНТП сформированы и реализуются сводные планы освоения научно-технической продукции, созданной в рамках этих программ по завершенным в 2001–2005 гг. заданиям.
В 2006 г. подлежали выполнению 24 сводных плана выпуска (внедрения) вновь освоенной (новой) научно-технической продукции, включающие 846 заданий, выполненных в рамках ГНТП. В полном объеме выполнено 738 заданий (87,2% от общего количества заданий), по 30 заданиям (3,5%) объемные показатели выпуска продукции ниже плановых, не выполнено 33 задания (3,9%). В результате выполнения отраслевых планов освоения произведено новой продукции на сумму, эквивалентную 316928,3 тыс. у. е., что составило 184% к уровню 2005 г.
В полном объеме выполнены 10 сводных планов выпуска научно-технической продукции, по 7 сводным планам выпуска научно-технической продукции допущено недовыполнение по объемным показателям выпуска продукции. В рамках 10 сводных планов выпуска научно-технической продукции ряд заданий не выполнен (выпуск новой продукции не осуществлялся).
В рамках сводного плана освоения (подпрограмма «Малотоннажная химия») не выпущен антикоррозионный состав «СКАТ» (разработчик — БГУ) в связи с невыполнением обязательств по выпуску продукции изготовителем ОАО «Лариса». Разработчик продукции провел маркетинговые работы и заручился поддержкой ЗАО «Парад» (г. Минск), которое начало в 2007 г. организацию участка по выпуску вышеуказанного состава.
В рамках сводного плана освоения ГНТП «Агропромкомплекс — возрождение и развитие села» Институт экспериментальной ветеринарии НАН Беларуси не обеспечил освоение в производстве антисептика «Экосепт» для обработки доильного оборудования и кожи вымени коров в связи с отказом в регистрации разработанного препарата БелГИССом. В настоящее время разработчиком дорабатываются технические условия на указанный препарат.
Не обеспечен выпуск разработанных Институтом механизации сельского хозяйства НАН Беларуси следующих сельскохозяйственных машин: штанговая полуприцепная машина для внесения жидких органических удобрений, машина для полосного подсева семян трав в дернину и фрезерная машина ФМ-3 вследствие отказа предприятий-изготовителей (ведутся переговоры для передачи конструкторской документации другим предприятиям); жатка универсальная к трактору МТЗ 1523В для кошения зерновых культур — из-за отсутствия спроса и неперспективности разработки (документация сдана в архив).
При выполнении ГНТП в 2006–2010 гг. на базе вновь разрабатываемых технологий планируется на предприятиях реального сектора экономики модернизировать более 400 производств по выпуску конкурентоспособной продукции. Стоимость объема выпуска продукции, разработанной в рамках ГНТП предыдущей пятилетки и осваиваемой в рамках ГНТП на 2006–2010 гг. к 2010 г. составит 1285,9 млн у. е. Освоение в производстве результатов новых разработок, запланированных на 2006–2010 гг., позволит выпустить к 2011 г. продукции на сумму более 1 650 млн у. е.
Как показывает анализ хода выполнения программ и освоения научно-технической продукции основными проблемными вопросами по-прежнему остаются:
-
непозволительно долгое рассмотрение проектов заданий на коллегиальных органах госзаказчиков, а также заключение договоров с исполнителями заданий;
-
недостаточная проработка исполнителями заданий и госзаказчиками необходимых финансовых средств, направляемых для создания научно-технической продукции;
-
привлечение не в полном объеме средств из внебюджетных источников для выполнения заданий;
-
отсутствие спроса на созданную отечественную научно-техническую продукцию, что свидетельствует о недостаточности маркетинговой проработки со стороны исполнителей заданий, а также должного взаимодействия между республиканскими органами государственного управления.
Развитие инновационной деятельности
В отчетном году реализован ряд мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры республики. В отчетном году создано 7 новых филиалов Республиканского центра трансфера технологий (РЦТТ) при научных и промышленных организациях республики. Для содействия коммерциализации результатов исследований и разработок созданы информационно-маркетинговые узлы электронной биржи технологий при РЦТТ и Межвузовском центре маркетинга НИР.
Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2005 г. № 05/310-170 областные центры научно-технической и деловой информации (ЦНТДИ) в конце 2005 г. были приняты от НАН Беларуси в ведение ГКНТ далеко не в лучшем финансово-экономическом положении.
В связи с этим основное внимание в работе с областными ЦНТДИ было уделено организационным аспектам их деятельности с учетом тех задач, которые стоят перед ГКНТ по активизации инновационной деятельности в регионах.
Назначены новые руководители Гомельского и Гродненского ЦНТДИ, переутверждены их уставы. Разработаны и утверждены перспективные планы развития ЦНТДИ на 2006–2010 гг. и бизнес-планы на 2006 г. Предварительные результаты выполнения этих планов и перспективу развития центров рассмотрены на заседании коллегии ГКНТ в ноябре текущего года.
Предпринятые ГКНТ совместно с облисполкомами и руководством центров меры позволили достичь ощутимых положительных сдвигов в их деятельности. Так Гомельским ЦНТДИ выполнены все основные целевые показатели бизнес-плана предприятия на 2006 г. Впервые за последние годы обеспечено погашение всей имеющейся кредиторской задолженности и получение прибыли в размере 57 млн руб. Объем выполненных работ (услуг) составил почти 300 млн руб. и увеличился более чем в три раза по сравнению с 2005 г. Основные показатели бизнес-планов выполнены Могилевским научно-аналитическим центром информации, инноваций и трансфера технологий и Гродненским ЦНТДИ.
В целях организационно-методического обеспечения инновационного и научно-технологического развития регионов Республики Беларусь организованы и проведены республиканские научно-практические семинары «Опыт и перспективы создания субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь» (г. Могилев, июнь 2006 г.) и «Перспективы регионального инновационного развития территорий» (г. Новополоцк, октябрь 2006 г.).
Рассмотрены и согласованы сметы доходов и расходов средств отраслевых инновационных фондов, планов НИОКР и работ по их освоению на 2006 г. 28 главным распорядителям средств инновационных фондов (ИФ).
Утвержденный Законом о бюджете объем средств ИФ в 2006 г. должен был составить 1443220,0 млн руб., а объем расходов с учетом остатков 2005 г. увеличится до 1450629,5 млн руб.
Фактический объем поступлений за 2006 г. составил 1446628,8 млн руб. (без учета информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства архитектуры и строительства, Министерства образования и концерна «Белбиофарм», которые не представили в ГКНТ в установленные сроки отчеты об использовании средств ИФ по итогам работы за 2006 г.).
Использовано средств ИФ в отчетном году более 1345538,2 млн руб. (93% плановых объемов).
Основная доля средств была направлена на проведение работ, связанных со строительством и реконструкцией инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений и приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, — более 33%. Значительная часть средств (31%) израсходована на выполнение программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергосберегающих технологий и приобретение энергосберегающего оборудования.
На финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции в 2006 г. было направлено 11,7% средств ИФ (в 2001 г. — 5,1%, в 2002 г. — 7,6%, в 2003 г. — 8,5%, в 2004 г. — 10,4%, в 2005 г. — 11,5%).
Рис. 3. Расходы на финансирование науки за счет средств инновационных фондов в 2002–2006 гг. и прогноз на 2007 г.
Большинство министерств (концернов) выполнили и даже превысили установленный Правительством Республики Беларусь норматив направления части средств ИФ на финансирование НИОКР и работ по освоению.
При этом концерн «Белгоспищепром» направил на эти цели 28,7%, Министерство торговли — 12,3% при нормативе 30% и 15% соответственно, т.е. не выполнили установленный Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь норматив направления части средств на финансирование НИОКР и работ по освоению.
С привлечением средств ИФ в 2006 г. завершены работы по модернизации и реконструкции на Лукомльской ГРЭС, проведена реконструкция метизного производства на Белорусском металлургическом заводе. Завершено строительство подводящих газопроводов к 18 населенным пунктам, подлежащим преобразованию в агрогородки и др.
В 2006 г. выполнялись 93 инновационных проекта (закончилось выполнение 34 проектов). Из средств республиканского бюджета на финансирование инновационных проектов выделено 7307,0 млн руб. Внебюджетное финансирование составило 2489,3 млн руб., в том числе 1064,7 млн руб. из ИФ (рис. 4).
Рис. 4. Расходы на финансирование инновационных проектов в 2004–2006 гг. и прогноз на 2007 г.
Общий объем средств (бюджетные средства, собственные средства, ИФ), затраченных на финансирование инновационных проектов, составил 9785,3 млн руб.
Государственными заказчиками проектов выступали 30 министерств и других республиканских органов государственного управления, НАН Беларуси, 4 концерна. Наибольшее количество проектов выполняли: Министерство здравоохранения — 15 (1283,8 млн руб. бюджетных средств), Министерство сельского хозяйства и продовольствия — 11 (832,6 млн руб. бюджетных средств), НАН Беларуси — 9 (601,5 млн руб. бюджетных средств), Министерство спорта и туризма — 8 (582,2 млн руб. бюджетных средств).
Осуществлялась работа по сопровождению переходящих заданий 5 РНТП. Приказами ГКНТ утверждены составы работ на 2006 г. по указанным заданиям программ на общую сумму 4 562,2 млн руб., в том числе на 1 212,0 млн руб. за счет средств республиканского бюджета (рис. 5).
Рис. 5. Расходы республиканского бюджета на финансирование РНТП в 2006 г. и прогноз на 2007 г.
Вместе с тем, вынуждены отметить, что под угрозой срыва находится утверждение в установленные Правительством сроки научно-технических программ Гродненской, Гомельской и Брестской областей, поскольку к настоящему времени прошли государственную научно-техническую экспертизу лишь не более чем по 2–4 проекта заданий, что не позволяет сформировать полноценные программы, соответствующие намеченным в них целям.
В 2006 г. Белинфондом проводились работы по 26 проектам, из них в стадии выполнения НИОК(Т)Р — 8. Общий объем финансирования инновационных проектов в 2006 г. составил 1970,2 млн руб., при этом за счет средств Белинфонда (республиканский бюджет) — на сумму 965,4 млн руб.
Инновационные разработки, получившие финансовую поддержку Белинфонда, позволили освоить промышленный выпуск современных мониторов специального назначения на ЖК‑матрицах, современных сельскохозяйственных машин и механизмов, энергосберегающих систем кондиционирования и вентиляции, новых видов технологического оборудования, материалов и технологий.
Для координации действий, привлечения высококвалифицированных специалистов работающих в области инноваций, для проведения поиска, экспертизы инновационных проектов и организаций, заинтересованных во внедрении инновационных, научно-технических разработок, ведутся работы по заключению договоров о взаимном сотрудничестве. В настоящий момент Белинфондом заключено 5 договоров о сотрудничестве с различными организациями в Беларуси и за рубежом.
В 2006 г. Белинфонд выступил организатором и принял участие в 26 мероприятиях, направленных на рекламирование и маркетирование инновационных предприятий, разработки которых получили финансирование из средств Белинфонда.
С нарастающим итогом на конец 2006 г. полный возврат средств по договорам осуществили 17 организаций, из них в отчетном году — 1. Завершили работы в части НИОК(Т)Р 29 организаций (34 проекта).
Общий объем выделенных средств для финансирования инновационных проектов на возвратной основе, по которым наступил срок возврата, составляет 2796,0 млн руб. По состоянию на 30.12.2006 г. всего основного долга возвращено 1831,6 млн руб. В соответствии с обязательствами объем оставшихся средств, подлежащих возврату, составляет 2303,7 млн руб. (в том числе долг прошлых лет — 1059,7 млн руб., 2006 г. — 1244,0 млн руб.). В 2006 г. организациями возвращено 492,2 млн руб. основного долга.
В течении 2006 г. Белинфондом в адрес предприятий были выставлены претензии на сумму основного долга 744,8 млн руб., удовлетворены иски в хозяйственных судах Республики Беларусь на сумму основного долга 616,2 млн руб., предприятиями в отчетном году возвращены средства на сумму основного долга 191,0 млн руб.
Развитие материально-технической базы науки
В целях развития материально-технической базы (МТБ) науки в 2006 г. ГКНТ совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления разработан и утвержден Перечень научного оборудования, приборов и комплектующих изделий, приобретаемых в 2006 г. для развития материально-технической базы научных учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности. Всего в соответствии с плановыми ассигнованиями на конец года на развитие МТБ науки было предусмотрено 35959,2 млн руб., что составило более 11,5% от общего объема расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (рис. 6).
Рис. 6. Доля расходов республиканского бюджета на развитие МТБ науки в общих расходах на науку
Перечнем предусматривалось выделение средств научным организациям 15 органов государственного управления, в том числе научным организациям НАН Беларуси — 16000,9 тыс. руб., Министерства образования — 6525,4 тыс. руб., Министерства здравоохранения — 6692,4 тыс. руб., Министерства промышленности — 2720,1 тыс. руб. (рис. 7).
Рис. 7. Расходы средств республиканского бюджета на развитие МТБ научных организаций
по основным государственным заказчикам в 2006 г.
В соответствии с предварительными данными фактические расходы на развитие МТБ составили 33628,4 млн руб.
ГКНТ совместно с заинтересованными органами государственного управления разработан и в июне внесен на рассмотрение Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь проект постановления Правительства Республики Беларусь «Об утверждении Государственной программы развития материально-технической базы науки на 2007–2010 годы».
Государственная программа развития материально-технической базы науки на 2007–2010 годы направлена на кардинальное техническое перевооружение МТБ науки в целях повышения конкурентоспособности белорусской продукции на основе обеспечения современного уровня отечественных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям научной деятельности, в том числе по приоритетным макротехнологиям, а также на преодоление тенденций снижения доли оснащенности машинами и оборудованием научных работников в общем объеме основных средств.
Планирование подготовки научных работников высшей квалификации
Важным следует считать достигнутое выравнивание оплаты труда в научной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. Средний уровень оплаты труда работников научной сферы на треть выше, чем по экономике, и на четверть, чем в промышленности.
В стране создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Реализация новой системы подготовки научных работников позволит в ближайшей перспективе обеспечить потребности наукоемких отраслей белорусской экономики в высококвалифицированных специалистах.
ГКНТ совместно с заинтересованными сформирован и одобрен на заседании Межведомственного совета по проблемам планирования подготовки научных работников высшей квалификации (протокол от 6 декабря 2006 г. № 1) республиканский перспективный план целевой подготовки в аспирантуре (докторантуре) научных работников высшей квалификации по тематике «прорывных» для экономики республики направлений на период 2007–2010 гг. Всего по приоритетным направлениям планируется принять 2 247 аспирантов и 172 докторанта. Среднегодовой прием за период 2006–2010 гг. составит: аспирантов — 449 человек, докторантов — 34. Государственным заказчикам на подготовку научных работников высшей квалификации рекомендовано руководствоваться прогнозными данными вышеуказанного республиканского перспективного плана подготовки научных работников высшей квалификации при формировании ежегодного государственного заказа на подготовку научных работников высшей квалификации.
В целях повышения эффективности системы планирования подготовки научных работников высшей квалификации по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. приказом ГКНТ от 18.12.2006 г. № 332 утверждена Классификация специальностей научных работников в соответствии с Приоритетными направлениями научно-технической деятельности на 2006–2010 гг.
Международное научно-техническое сотрудничество
В 2006 г. ГКНТ подготовлены и подписаны Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области науки и технологий, Меморандум о взаимопонимании между ГКНТ Республики Беларусь и Министерством науки и технологий Боливарианской Республики Венесуэла, Соглашение между ГКНТ Республики Беларусь и Министерством образования и науки Латвии о научно-техническом сотрудничестве.
В истекшем году ГКНТ организовал проведение 4 заседаний межправительственных комиссий, созданных в рамках международных договоров Правительства Республики Беларусь с правительствами иностранных государств о сотрудничестве в научно-технической сфере, принял участие в 4 заседаниях межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, организованных МИДом.
В соответствии с Планом международных мероприятий ГКНТ на 2006 г. организовано совместное заседание коллегий ГКНТ, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проведено 6 международных научно-практических конференций и семинаров по вопросам развития международного научно-технического сотрудничества. Осуществлялась координация работы Национального информационного офиса по сотрудничеству с ЕС и центров по сотрудничеству с Китаем, Латвией, Индией.
Организовано участие белорусских научно-инновационных организаций в 20 международных выставках/ярмарках. Осуществлялся мониторинг выполнения белорусскими учеными международных проектов (Россия — 217 проектов, Украина — 59, Китай — 26, Корея — 22, ИНТАС — 75). Активно и результативно в 2006 г. осуществлялось сотрудничество с Россией, Украиной, Казахстаном, Китаем, Кореей, Индией, Латвией, Литвой.
По контрактам и проектам в 2006 г. белорусскими организациями получено порядка 18 млн долларов США.
Лидерами по привлечению финансовых средств из-за рубежа в 2006 г. были: Институт тепло– и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси (654,4 тыс. долларов США), Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси (610,0 тыс. долларов США), Белорусский государственный университет (2,2 млн долларов США), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (737,8 тыс. долларов США), Научно-технологический парк БНТУ «Метолит» (542,0 тыс. долларов США), Белорусский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт литейного производства (1,1 млн долларов США).
Вместе с тем, практика показала, что процедура внутригосударственного согласования международных проектов, выполняемых за счет средств республиканского бюджета, требует корректировки, так как она слишком усложнена, по времени затягивается до года, что не совпадает со сроками рассмотрения проектов зарубежными партнерами и осложняет работу в рамках международных договоров.
Охрана интеллектуальной собственности
Деятельность Национального центра интеллектуальной собственности в 2006 г. была отмечена динамичной работой по реализации принятой Советом Министров Концепции развития системы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Одним из ее основных итогов стало повышение значимости профессионального управления интеллектуальной собственностью как на уровне каждого отдельного предприятия, так и на уровне отраслей, экономики в целом. Наряду с конкретными практическими мерами по развитию государственной системы охраны и управления интеллектуальной собственностью, которые принимались в соответствии с задачами, поставленными Главой государства, мероприятиями Государственной программы защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004–2006 годы, другими решениями Правительства, важным достижением 2006 г. стало качественное улучшение информационно-методического и образовательного обеспечения в рассматриваемой области.
Проводимая по совершенствованию функционирования национальной системы интеллектуальной собственности работа подкрепляется ростом творческой активности авторов и вниманием к вопросам охраны интеллектуальной собственности со стороны научно-технической и торгово-промышленной сферы, что соответствующим образом выразилось в увеличении в 2006 г. количества поступивших в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на объекты промышленной собственности.
За отчетный период подано 1 377 заявок на изобретения, 241 заявка на промышленный образец, 901 заявка на полезные модели, 14 заявок на сорта растений, 2 заявки на регистрацию топологии интегральных микросхем, 9 793 заявки на регистрацию товарных знаков (в том числе по национальной процедуре — 4 396, по международной процедуре регистрации знаков (Мадридское соглашение и Мадридский протокол) — 5 397), 64 заявки на выдачу Евразийского патента, 21 заявка на международную регистрацию товарных знаков от национальных заявителей, 11 международных заявок PCT (Договора о патентной кооперации) от национальных заявителей, 1 международная заявка на полезную модель по процедуре РСТ, 1 заявка на регистрацию и предоставления права пользования наименованием места происхождения товара.
В Государственном реестре зарегистрировано 1 130 изобретения, 830 полезных моделей, 239 промышленных образцов, 2 130 товарных знаков, 11 сортов растений, 3 топологии интегральных микросхем, 1 наименование места происхождения товара, 377 договоров, в том числе 178 лицензионных договоров, 195 договоров об уступке прав на объекты промышленной собственности. Зарегистрировано 3 договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и 1 договор залога прав на товарные знаки.
Подготовлено и выдано 1 159 патентов на изобретения, 846 патентов на полезные модели, 241 патент на промышленные образцы, 7 патентов на сорта растений, 1 800 свидетельств на товарные знаки, 2 свидетельства на топологию интегральных микросхем.
Проведена предварительная экспертиза 1 357 заявок на изобретения, рассмотрено 890 заявок на полезные модели, 264 заявки на промышленные образцы, 14 заявок на сорта растений, 3 заявки на топологию интегральных микросхем.
Проведена патентная экспертиза 1 595 заявок на выдачу патента на изобретение. Приняты решения по 1 459 заявкам на изобретения, в том числе о выдаче патента по 1 231 заявке и об отказе в выдаче патента по 228 заявкам.
Проведена предварительная экспертиза 4 234 заявок на товарные знаки и экспертиза заявленных обозначений по 2 940 заявкам, проведена экспертиза заявленных обозначений по 5 324 международным заявкам.
В виде патентных пошлин и сборов получено 772 668 820 бел. руб. и 3 337 893,09 долларов США; в бюджет перечислено 771 650 080 бел. руб. и 3 444 113,13 долларов США.
В то же время, на основании анализа отечественной и зарубежной практики можно сделать выводы о том, что система охраны и управления интеллектуальной собственностью, функционирование которой направлено на реализацию стратегического приоритета развития страны — повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе инноваций и интеллектуальной собственности, требует дальнейшего поэтапного совершенствования.
На решение этой задачи направлены положения разработанной Государственной программы Республики Беларусь по охране и управлению интеллектуальной собственностью на 2007–2010 годы.
Целью указанной программы является повышение конкурентоспособности национальной экономики как в Беларуси, так и за ее пределами, в том числе на основе охраны интеллектуальной собственности, обеспечивающей конкурентные преимущества, устойчивое и защищенное присутствие отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Основные направления Государственной программы нашли свое отражение в конкретном плане мероприятий до 2011 г.
В 2007 г. предстоит также закрепить имеющиеся положительные результаты и продолжить работу по таким направлениям, как:
-
развитие региональной и отраслевой инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности;
-
укрепление патентных служб на уровне секторов экономики и отдельных предприятий;
-
информационно-методическое обеспечение охраны и управления интеллектуальной собственностью;
-
развитие патентно-информационных услуг;
-
дальнейшее расширение образовательной деятельности в сфере охраны и управления интеллектуальной собственностью;
-
совершенствование правоприменительной практики и обеспечение соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
|
|
Рис. 8. Действующие патенты и свидетельства Республики Беларусь на объекты промышленной собственности (по состоянию на 01.01.2007 г.) |
Рис. 9. Действующие патенты Республики Беларусь на изобретения и полезные модели национальных субъектов |
Задачи ГКНТ на 2007 год
В целях совершенствования организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышения ее эффективности основными задачами и направлениями деятельности ГКНТ в 2007 г. будут содействие и концентрация ресурсов на:
-
создании высокотехнологичных производств, гибко реагирующих на конъюнктуру рынка и обеспечивающих приток валютных средств вследствие расширения возможностей экспорта продукции;
-
разработке и освоении технологий по производству новых видов возобновляемых источников энергии, новых видов биодизельного топлива;
-
разработке и внедрении новых энергосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования;
-
расширении сырьевой базы для калийной и нефтехимической отраслей, использовании альтернативных и возобновляемых источников сырья;
-
создании прогрессивных строительных конструкций, материалов, технологий и организационно-технических решений, обеспечивающих снижение уровня энергоемкости (на 30%) и материалоемкости (на 20%) при строительстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции зданий и сооружений, выпуске строительных материалов и конструкций;
-
создании предпосылок для скорейшего ввода в энергосистему республики АЭС, что позволит ежегодно экономить до 4 млрд м3 природного газа;
-
разработке и внедрении ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создании технологических комплексов и оборудования для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, создании новых видов конкурентоспособной пищевой продукции;
-
обеспечении ускоренного развития исследований экологических основ устойчивого развития Республики Беларусь, предусматривающих оздоровление среды обитания человека, улучшение условий его проживания и определяющих переход к рациональному природопользованию на основе охраны, освоения и воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.
Ссылки по теме:
|