БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006

Создание системы управления правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета

05 июля 2006 г.


В.Ф. Федорков,
начальник отдела государственной политики в области интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Российской Федерации


Целью государственной политики в сфере вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности является повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов страны.

Несмотря на то, что Основные направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности были одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 1607-р, правовой механизм создания, использования и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности до сих пор не отлажен. Существующая нормативная правовая база не в состоянии обеспечить регулирование множества правовых проблем, сопровождающих коммерциализацию российской интеллектуальной собственности и связанных, в первую очередь, с соблюдением интересов государства.

Различные стратегии научно-технического развития ведущих мировых индустриальных государств (США, Германии, Франции, Великобритании) объединяет тенденция либерализация политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, финансируемых из бюджета, отказ государства от монополии в этой области и концентрация усилий на ускоренной передаче полученных результатов в промышленность. Всячески поощряется скорейшее освоение этих результатов частным бизнесом. Безусловным приоритетом является соблюдение национальных интересов и национальной безопасности. Однако при этом практически все зарубежные государства достаточно активно защищают свои права при регулировании коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных на средства бюджета, и получении доходов.

Ключевой проблемой вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета (далее — РНТД), является обеспечение закрепления прав за Российской Федерации на эти результаты и эффективное распоряжение правами. Для обеспечения решения этой проблемы, по мнению Министерства образования и науки России, необходимо осуществить следующий комплекс мер:

I. Создание целостной системы управления правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.

Установленные в действующем законодательстве нормы относительно прав государства на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются базисом предлагаемой системы.

Первым элементом системы должна быть подсистема закрепления прав и распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, включающая в себя элементы, реализуемые при создании РНТД, распределении таких прав и их передачи.

Политика Российской Федерации по вопросу распоряжения, управления и использования интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета, в настоящее время строится на основе следующих принципов:

  • реализация договорного метода регулирования отношений между государством и исполнителем НИОКР по поводу охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;
  • закрепление за государством исключительных прав на охраноспособные результаты НИОКР, если эти результаты связаны с интересами обороны и национальной безопасности, а также если их доведение до промышленного применения и реализации готовой продукции берет на себя государство;
  • передача организациям-исполнителям прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, только при соблюдении ими определенных условий и ограничений;
  • поощрение практики распространения технологий, созданных на средства федерального бюджета, на возмездной для потребителя этих технологий основе.

Перечисленные выше положения нашли отражение в разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации и принятом Правительством Российской Федерации 17 ноября 2005 г. № 685 постановлении «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Этим постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» в части обеспечения баланса интересов участников процесса создания результатов научно-технической деятельности и приведения его в соответствие с положениями Основных направлений государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Реализация содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации норм позволит создать механизм закрепления и распоряжения правами на использование результатов научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетных средств, с учетом баланса интересов государства и организаций-исполнителей научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанного постановления Министерства образования и науки Российской Федерации организована работа по разработке нормативных правовых и законодательных актов, направленных на реализацию механизма распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.

Второй элемент — подсистема учета результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, включающая в себя учет полученных результатов научной и научно-технической деятельности, бухгалтерский учет нематериальных активов и учет передачи прав на объекты интеллектуальной собственности (учет лицензионных договоров).

Правительством Российской Федерации 4 мая 2005 г. принято постановление № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».

Указанным постановлением поручено федеральным органам исполнительной власти, российским академиям наук, имеющим государственный статус, и иным организациям, осуществляющим финансирование научно-технической деятельности, обеспечивать государственный учет результатов научно-технической деятельности начиная с 1 апреля 2006 г.

На Министерство образования и науки Российской Федерации возложена функция выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанного постановления Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны:

  • формы учетных документов, совместимые с формами документов, принятыми для учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 312, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный № 7494 от 14 февраля 2006 г.);
  • методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2006 г. № 63.

Что касается совершенствования бухгалтерского учета результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета то необходима гармонизация системы бухгалтерского учета с требованиями международного стандарта финансовой отчетности МСФО-38.

Кроме того, в нормативной базе по бухгалтерскому учету необходимо обеспечить возможность переоценки нематериальных активов (далее — НМА), единые принципы бухгалтерского учета НМА и расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организациях.

Третий элемент — подсистема контроля эффективности распоряжения правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности и их использования.

Объектами контроля являются как элементы системы, так и государственные заказчики, исполнители государственных контрактов, а также службы (агентства), отвечающие за ведение реестров и баз данных.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284 подготовлен и находится в завершающей стадии согласования проект постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующий осуществление контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности. Это обеспечит завершение формирования нормативной базы в сфере контроля эффективности распоряжения правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности и их использования.

II. Повышение ответственности государственных заказчиков за эффективность использования прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.

Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции государственных заказчиков, обязаны эффективно осуществлять, в пределах своей компетенции, распоряжение закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций разработчиков.

Государственным заказчикам также предписано определять вопросы распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд, других предусмотренных законодательством договорах (соглашениях).

Решение вопросов, связанных с реализацией государственными заказчиками возложенных на них функций, должно быть обеспечено формированием соответствующих структурных подразделений или через подведомственные им организации. На них также могут быть дополнительно возложены обязанности по обеспечению договорной деятельности в данной сфере и мониторингу процесса реализации прав на создаваемые результаты научно-технической деятельности.

 

Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Агропромышленные и продовольственные технологии» (23 мая 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

II Международная выставка индустрии безопасности «Национальная безопасность. Беларусь-2024» (19-21 июня 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 15.04.2024
Copyright © БелИСА