БелИСА    Журнал «Новости науки и технологий»    Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006
Русская версия
Беларуская версія English version
Журнал «Новости науки и технологий». Номер 1(4) 2006

О мерах по нормативно-правовому обеспечению вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности в целях инновационного развития России

04 июля 2006 г.


А.В. Наумов,

заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации


Формирование единого научно-технологического пространства предполагает объединение и развитие научно-технических потенциалов России и Беларуси, включая национальные инновационные системы, в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в инновационной деятельности и последовательного роста на этой основе конкурентоспособности экономики России и Беларуси, основанной на знаниях, и укрепления основ Союзного государства.

Основная цель намечаемых мероприятий — последовательное создание действенных организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий, необходимых для формирования и эффективного функционирования единого научно-технологического пространства Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства.

Основными конкурентными преимуществами российской экономики на сегодняшний день являются:

  • высокий образовательный уровень и восприимчивость работоспособного населения к новым знаниям;
  • развитая сеть университетов, академических институтов и других государственных научных организаций, научно-технические заделы в ряде областей, определяющих развитие мировой экономики;
  • наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов (рис. 1).

Создание инфраструктуры генерации знаний и стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, основанные на отмеченных конкурентных преимуществах, является сегодня основной целью инновационной политики.

Различные стратегии научно-технического развития ведущих мировых индустриальных государств объединяет тенденция либерализации политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, финансируемых из бюджета, отказ государства от монополии в этой области и концентрация усилий на ускоренной передаче полученных результатов в промышленность. Всячески поощряется скорейшее освоение этих результатов частным бизнесом. Однако при этом практически все зарубежные государства достаточно активно защищают свои права при регулировании коммерциализации результатов научно-технической деятельности (РНТД), созданных на средства бюджета, и получении доходов.

К основным задачам активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере следует отнести использование передовых производственных технологий.

Основной задачей государственной инновационной политики является повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов страны и создаваемых научно-технических результатов в интересах обеспечения конкурентоспособности России и перевода ее экономики на инновационный путь развития.

Основные функции органов, задействованных в реализации государственной политики, приведены на рис. 2.

Важнейшим направлением, обеспечивающим реализацию инновационной политики, является развитие нормативной правовой базы в области интеллектуальной собственности.

В 2002–2005 гг. были внесены изменения и дополнения в Патентный закон Российской Федерации, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «Об авторском праве и смежных правах».

В июле 2004 г. принят новый Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В мировой практике все большее распространение находит такой способ правовой охраны, как сохранение секретов производства (ноу‑хау) в тайне от конкурентов.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ в Закон о науке внесены изменения, расширяющие (восстанавливающие) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию и финансированию научной, научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации.

Общая структура законодательства, регулирующего охрану, защиту и использование результатов научно-технической деятельности, приведена на рис. 3.

Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий предполагает как разработку новых, так и изменение действующих законодательных актов Российской Федерации.

Среди проектов актов федерального законодательства, предполагаемых к разработке и принятию в 2005–2007 гг., можно выделить следующие проекты:

  1. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности».
  2. «О передаче технологий».
  3. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на стимулирование инновационной деятельности».
  4. «О фондах поддержки науки и инноваций».

Изменения законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий призваны содействовать развитию национальной инновационной системы — институциональной среды инновационной деятельности и повышению эффективности научно-технической и инновационной сфер деятельности.

Целями совершенствования законодательных актов посредством внесения в них изменений и дополнений являются:

  • обеспечение введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот;
  • стимулирование внедрения в производство новых технологий;
  • определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса (субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров);
  • создание правовых условий для развития научно-технической и инновационной деятельности на региональном уровне путем уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государство осуществляет социально-экономическую политику, составной частью которой является инновационная политика, руководствуясь определенными программными документами на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу — программами и прогнозами социально-экономического развития. Порядок принятия и содержание данных документов регламентированы Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В данном законе отсутствует инновационная политика государства в числе обязательных разделов прогноза развития Российской Федерации. Это негативно сказывается на прогнозировании инновационной политики России и выявлении направлений и перспектив развития сферы инноваций в стране.

В целях устранения данного пробела планируется дополнить ст. 4 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» указанием на то, что обязательным разделом прогноза развития Российской Федерации на прогнозируемый период является инновационная политика государства, а также определить содержание самого понятия «инновационная политика».

Назрела необходимость внести уточнения в базовый инструментарий правовых понятий, используемых в области инновационной и научно-технической деятельности. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке) должны быть законодательно закреплены такие понятия, как «национальная инновационная система», «инновация», «инновационная деятельность», а также примерный перечень видов соответствующей деятельности. Планируемые определения для изменений законодательства будут базироваться на терминах, используемых в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7.

Для вовлечения результатов научно-технической деятельности, созданных с привлечением бюджетных средств, в экономический оборот предлагается в Закон о науке внести общую норму о том, что любые результаты научно-технической деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, закрепляются за организациями-исполнителями, если иное не предусмотрено законом или контрактом. Закрепление научно-технических результатов за Российской Федерацией должно ограничиваться случаями, когда соответствующие результаты создаются для нужд обороны и безопасности страны, а также когда государство берет на себя доведение соответствующих результатов до стадии промышленного применения.

Порядок передачи соответствующих прав на результаты научно-технической деятельности иным лицам должен содержаться в Федеральном законе «О передаче технологий», о чем в Законе о науке будет соответствующая ссылка.

В целях расширения круга возможных форм и механизмов финансирования научной и инновационной деятельности в ст. 15 Закона о науке предлагается ввести отсылочную норму, указывающую на возможность существования соответствующих механизмов, регулируемых специальным законодательством о рисковом инвестировании и кредитовании (в том числе о венчурных фондах), о биржах высоких технологий. После этого будет возможно на основе отдельных концепций разработать и принять соответствующие федеральные законы. Кроме того, предлагается дополнить ст. 15 Закона о науке указанием на то, что предусмотренные ей формы и механизмы финансирования относятся также к инновационной деятельности.

Для создания условий для развития малого инновационного бизнеса в Законе о науке следует предусмотреть и определить понятие субъекта малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, а также закрепить общую обязанность государства оказывать таким субъектам поддержку, в том числе в виде предоставления льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных и научно-технических ресурсов, разработок и технологий, права на которые принадлежат Российской Федерации, налоговых и таможенных льгот.

В Законе о науке предлагается дополнить перечень организаций, которым может присваиваться статус государственного научного центра (ГНЦ), с целью обеспечения возможности присвоения такого статуса высшим учебным заведениям, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и ее региональных отделений, а также научным организациям и высшим учебным заведениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, и акционерным обществам, у которых более половины уставного капитала находится в государственной собственности.

Целью указанного положения концепции является распространение понятия ГНЦ на указанные категории организаций, в том числе и на те акционерные общества, более половины уставного капитала которых находится в государственной собственности. Несмотря на то, что имущество такого общества не находится в государственной собственности, тот факт, что государство владеет более 50% акций этого акционерного общества, дает возможность государству через реализацию своего права голоса как акционера влиять на принятие таким обществом решений и тем самым дает основания для закрепления в законе возможности присвоения указанным акционерным обществам статуса ГНЦ. Кроме того, ряд акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%, как правило, фактически исполняют функции ГНЦ, в связи с чем является целесообразным закрепление в законопроекте возможности придания им законодательного статуса ГНЦ и распространение на их деятельность соответствующего режима. Для обеспечения реализации предлагаемых норм в Законе о науке предполагается установить, что порядок присвоения и подтверждения статуса государственного научного центра Российской Федерации должен утверждаться Правительством Российской Федерации.

Для учета и контроля использования научно-технических результатов, созданных за счет или с привлечением государственных бюджетных средств, представляется необходимым включить в Закон о науке общие нормы, посвященные созданию, ведению и развитию единой государственной системы учета результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств по государственным контрактам или с привлечением средств федерального бюджета на ином основании (в том числе при сметном финансировании).

Создание государственной системы учета в значительной мере продиктовано необходимостью оперативного контроля практического использования указанных результатов. Интегрированное отражение в единой системе учета актуальных данных о правообладателях, совершенных сделках по поводу охраняемых научно-технических результатов и обо всех экономических результатах их использования позволит эффективно контролировать процесс вовлечения научных и научно-технических результатов в экономический оборот, внедрения наукоемких технологий в производство, и, в конечном счете, оценить целесообразность закрепления прав за государством, разработчиком либо иным хозяйствующим субъектом, а также проверить эффективность расходования бюджетных средств на разработку каждого конкретного результата научно-технической деятельности, обладающего признаками технологии.

Также в законе должна быть установлена обязанность государственных заказчиков или других государственных органов осуществлять учет сведений о научно-технических результатах, созданных за счет средств бюджета, независимо от того, за кем будут закреплены права на полученные результаты.

Соответствующие нормы должны применяться также в отношении тех результатов научно-технической деятельности, которые созданы государственными предприятиями и учреждениями за счет средств, выделяемых по смете.

Положения проекта Федерального закона «О передаче технологий» призваны содействовать развитию национальной инновационной системы, повышению эффективности научно-технической и инновационной сфер деятельности, упорядочить отношения, связанные с установлением условий передачи прав на использование технологий, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств. При этом законопроект не будет затрагивать вопросы передачи прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств на возмездной основе.

Действие законопроекта будет распространяться не на любые результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а лишь на те из них, которые будут отвечать признакам технологии, определение которой будет дано в законе. Под технологией при этом предполагается понимать охраноспособные нематериальные результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической работы, включающие в различных сочетаниях изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, технические данные и научно-техническую информацию, способные служить технологической основой хозяйственной деятельности.

Законопроект при этом будет распространяться как на технологии, содержащие объекты исключительных прав (объекты интеллектуальной собственности), так и на технологии, содержащие объекты, охраняемые в правовом режиме коммерческой тайны.

Для решения проблемы стимулирования инновационной деятельности предполагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие введение льгот по уплате налога на прибыль, имущество, НДС, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Предполагается расширить норму о применении малыми инновационными предприятиями упрощенной системы налогообложения.

Планируется освободить от налогообложения все гранты, а не только предоставленные организациями, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень.

К малым инновационным предприятиям должны относиться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, обладающие в совокупности следующими признаками:

  • количество работающих по найму (трудовому договору и договору подряда) не превышает 100 человек;
  • основным видом деятельности организации (то есть деятельности, по которой доходы и/или расходы составляют более 50% всех доходов и/или расходов организации) является инновационная деятельность — деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара (работы, услуги) на рынке. К этой деятельности, относится, в частности, внедрение и тиражирование изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, открытий, промышленных образцов, полезных моделей и других объектов промышленной собственности; создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства; проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий.

Планируется освободить от налогообложения прибыль малых инновационных предприятий в первые два года независимо от размера годового оборота.

Планируется также освободить от налога на добавленную стоимость:

  • выполнение любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не только в качестве вклада в уставный капитал, но и для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).

Что касается фондов поддержки науки и инноваций, то наиболее целесообразным представляется утверждение новой организационно-правовой формы некоммерческой организации — государственного фонда, который будет содержать в себе как признаки фонда, так и признаки финансируемого собственником учреждения.

Действующее законодательство о науке содержит указание только на фонды поддержки научной и научно-технической деятельности. В то же время представляется целесообразным в законопроекте допустить возможность создания государственных и частных фондов поддержки  инновационной  деятельности.

Законопроектом необходимо закрепить общую норму, которая будет предусматривать возможность установления различного рода льгот (льготные налоговый режим, специальные нормы амортизации имущества, возможность получения кредитов по льготным ставкам в государственных банках и т. д.) для фондов, осуществляющих деятельность по поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Предполагается установить общие нормы относительно приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет финансирования, полученного из соответствующих фондов. В качестве общего правила должно быть установлено, что права на любые результаты творческой деятельности, созданные за счет или с использованием средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, принадлежат исполнителям (грантополучателям).

Реализация рассмотренных мер должна способствовать:

  • изменению структуры российской экономики, развитию выпуска конкурентоспособной продукции;
  • созданию в стране цивилизованного рынка интеллектуальной продукции, привлечению в эту сферу средств частных инвесторов;
  • повышению престижа научно-технической и инновационной деятельности.

В конечном итоге, все это будет способствовать переводу российской экономики на инновационный путь развития.


Ссылки по теме:

 

версия для печати 
АНОНСЫ

Перечень международных выставок 2024 года, на которых ГУ «БелИСА» выступает выставочным оператором коллективного раздела научно-технических разработок

Раздел: Анонсы

Республиканский семинар по вопросам организации научно-технической деятельности в регионах (10 апреля 2024 г., г. Брест)

Раздел: Анонсы

Ярмарка инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машино– и приборостроении» (18 апреля 2024 г., г. Минск)

Раздел: Анонсы

НОВОСТИ  |  О ГУ «БелИСА»  |  Вакансии  |  МЕРОПРИЯТИЯ  |  Издания ГУ «БелИСА»  |  Журнал «Новости науки и технологий»  |  Государственная научная и государственная научно-техническая экспертиза  |  Государственная регистрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ  |  Реестр результатов научно-технической деятельности  |  Депонирование научных работ  |  Инжиниринговые услуги  |  Национальная инновационная система  |  Прогнозирование потребности в научных работниках высшей квалификации  |  Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП)  |  Государственная система научно-технической информации  |  Научно-техническая деятельность  |  Международное сотрудничество  |  Национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям  |  Информация для сотрудников ГУ «БелИСА»  |  Комиссия по противодействию коррупции  |  Обратная связь  |  Первичная профсоюзная организация ГУ «БелИСА»

Последнее обновление: 05.02.2024
Copyright © БелИСА