Правовое обеспечение прогнозирования научно-технологического развития Республики Беларусь.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 11.05.2016 № 364-З) под прогнозированием технологического развития подразумевается «предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния».
Законодательным актом, определяющим суть и устанавливающим основы и предназначение приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» (в редакции Законов Республики Беларусь от 12.11.1997 № 83-З, от 20.07.2006 № 162-З, от 04.05.2010 № 115-З, от 10.07.2012 № 424-З, от 11.05.2016 № 364-З, от 04.01.2021, № 74-З).
Согласно статье 5 указанного Закона одним из основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики является «соответствие государственной научно-технической политики приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемым и утверждаемым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики».
Статья 11 данного Закона предписывает, что «с целью реализации государственной научно-технической политики по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности разрабатываются государственные, отраслевые, региональные, межгосударственные научно-технические программы».
Законодательным актом, регламентирующим научную деятельность в Республике Беларусь (в том числе и по приоритетным направлениям) является Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года № 708-XIII «О научной деятельности» (в редакции Законов Республики Беларусь от 17.10.2005 № 46-З, от 08.07.2008 № 367-З, от 04.05.2010 № 115 З, от 10.07.2012 № 426-З, от 11.05.2016 № 364-З, от 04.01.2021, № 74-З).
Статья 5-1 указанного Закона подчеркивает, что «государственная политика в сфере научной деятельности формируется в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми и утверждаемыми в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
О взаимосвязи прогнозирования научно-технического развития и социально-экономического развития свидетельствуют статьи 2 и 3 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», согласно которым:
– «прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов»;
– «прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки»;
– «государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу».
Таким образом, процесс прогнозирования научно-технического развития должен гармонизироваться с процессом прогнозирования социально-экономического развития, вписываться в него в части сроков, методических принципов и т.д.
«Порядок разработки КП НТП на 2026–2030 годы и на период до 2045 года определен распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 15 февраля 2023 г. № 34 «Об организации разработки комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь».
Согласно распоряжению создана временная межведомственная рабочая группа по разработке комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2045 года, в компетенцию которой входит разработка концепции комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2045 года и формирование перечня перспективных технологий, товаров и услуг на 2026–2030 годы для разработки стратегий развития отраслей экономики (видов экономической деятельности), а также подготовка предложений по перечню приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы.»
Системными документами, определяющими порядок разработки прогноза научно-технического прогресса в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 279-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и постановление Совета Министров от 12 января 2024 г. № 28, регламентирующее меры по его по реализации.
Постановлением Совета Министров от 12 января 2024 г. № 28 утверждено Положение об основных этапах разработки документов государственного прогнозирования, государственного планирования, составе участников, порядке их взаимодействия.
Согласно данному постановлению комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь разрабатывается каждые пять лет на двадцатилетний период и содержит предложения о перечне приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности и перечень перспективных технологий, товаров и услуг на среднесрочный период.
Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2045 года одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2024 года № 798.
|