Антифрикционный порошковый материал, модифицированный наноструктурными частицами в виде оксидных компонентов, технология и оборудование для изготовления из него двухслойных антифрикционных изделий с повышенной износостойкостью методом центробежной индукционной наплавки
Раздел Машиностроение и металлообработка
Программа Новые материалы и технологии-2010
Область
применения
Двухслойные антифрикционные изделия, изготавливаемые с использованием разработанных антифрикционного материала, модифицированного наноструктурными частицами в виде оксидных компонентов, технологии и оборудования, используются в узлах трения триботехнического назначения машин и механизмов, работающих в режиме интенсивного абразивного изнашивания.
Области применения разработки — предприятия железнодорожного, машиностроительного, дорожно-строительного, нефтехимического, сельскохозяйственного и другого профиля РБ и др. стран.
Примерный перечень изготавливаемых двухслойных антифрикционных изделий: детали путевых машин, предназначенных для выправки, подбивки, отделки пути и очистки щебня (втулки подбивочных блоков и гайки подъема электромагнитов машин типа ВПР и ВПО), ходовые сопряжения узлов наводки драгвайнов карьерных экскаваторов, ходовые сопряжения дорожно-строительных машин, подшипники скольжения, гильзовые втулки, вкладыши, червячные колеса, гайки вентилей, кольца синхронизаторов, грузовые и ходовые гайки станочного оборудования, буксы, ступицы, зубчатые колеса и др.
Описание
продукции
Антифрикционные двухслойные изделия содержат в своем составе порошковый сплав на медной основе с наномодификаторами в виде оксидных компонентов и стальную основу, что позволяет повысить твердость и износостойкость наплавленных слоев деталей ходовых сопряжений различных машин и механизмов, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания. Технология и оборудование для изготовления двухслойных антифрикционных изделий включают индукционный метод в поле центробежных сил.
Основные технические характеристики материала, изделия и технологического процесса изготовления методом центробежной индукционной наплавкой:
– габариты изготавливаемых двухслойных антифрикционных деталей: длина —40–400 мм, наружный диаметр — 20–400 мм, толщина стенки — 5–80 мм;
– температура плавления материала — 930–940°С;
– толщина наносимого слоя — 0,5–80 мм;
– твердость покрытия —175–185 HB;
– пористость нанесенного слоя —1,5–1,7;
– относительная износостойкость в сравнении с аналогами — в 2–3 раза;
– экономия цветных сплавов — 75–85 %.
Научная новизна разработки заключается в установлении особенностей проплавления порошкового слоя с наноструктурными модификаторами при индукционной наплавке. При этом исследованы кинетика продвижения фронта фазового перехода, свойства модификаторов и седиментация наноструктурной фазы, а также влияние термических режимов на структуру, физико-механические и эксплуатационные свойства получаемых слоев. Техническая новизна подтверждается четырьмя патентами РБ.
Конкуренто-
способность
По сравнению с известными аналогами стран ближнего зарубежья (например, изделия Тамбовского завода «Подшипник», Костромского завода путевых машин (Россия)) и дальнего зарубежья (например, изделия фирмы «Плассер и Тойер» (Австрия)) разработка обладает следующими преимуществами:
– увеличение срока службы деталей;
– изготовление деталей различных ремонтных размеров;
– получение деталей с заданными физико-механическими и эксплуатационными свойствами;
– отсутствие предварительной и окончательной термообработки;
– доступность освоения оборудования и реализации технологии;
– высокая окупаемость и низкая себестоимость продукции;
– существенная экономия цветных сплавов.
Ожидаемые
результаты
применения
Разработанные материал, технология и оборудование для изготовления двухслойных антифрикционных изделий с повышенной износостойкостью по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами позволяют повысить твердость наплавленных слоев деталей ходовых сопряжений машин, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания, в 1,3–1,4 раза и относительную износостойкость — в 2–3 раза при увеличении производительности процесса изготовления на 30–35 %.
Предложения по
реализации
Поставка по отдельным заказам, передача технической документации и консультации по освоению, внедрение технологии, лицензионное соглашение, договор.
Степень
готовности
Опытный образец, опытная партия, серийное производство.
Объект
передачи прав
Полезная модель, научно-техническая информация, опытный образец, прочее.
Форма
передачи прав
Лицензионный договор, договор купли-продажи.
Предложения по
сотрудничеству
Инвестиции, совместные НИОК(Т)Р, совместное производство.
Организация- разработчик
Объединённый ин-т машиностроения НАНБ
Адрес: 220072, г. Минск, Академическая ул., 12
Тел.: +375 (17) 2100749
Факс: +375 (17) 2842409
E-mail: bats@ncpmm.bas-net.by
WWW: http://oim.by
Ген. директор: Высоцкий Михаил Степанович

 

Разработка сайта: Adashkevich@tut.by © ГКНТ 2011 г.,
© ГУ БелИСА 2011 г.