Антифрикционный порошковый материал, модифицированный наноструктурными частицами в виде оксидных компонентов, технология и оборудование для изготовления из него двухслойных антифрикционных изделий с повышенной износостойкостью методом центробежной индукционной наплавки
Двухслойные антифрикционные изделия, изготавливаемые с использованием разработанных антифрикционного материала, модифицированного наноструктурными частицами в виде оксидных компонентов, технологии и оборудования, используются в узлах трения триботехнического назначения машин и механизмов, работающих в режиме интенсивного абразивного изнашивания. Области применения разработки — предприятия железнодорожного, машиностроительного, дорожно-строительного, нефтехимического, сельскохозяйственного и другого профиля РБ и др. стран. Примерный перечень изготавливаемых двухслойных антифрикционных изделий: детали путевых машин, предназначенных для выправки, подбивки, отделки пути и очистки щебня (втулки подбивочных блоков и гайки подъема электромагнитов машин типа ВПР и ВПО), ходовые сопряжения узлов наводки драгвайнов карьерных экскаваторов, ходовые сопряжения дорожно-строительных машин, подшипники скольжения, гильзовые втулки, вкладыши, червячные колеса, гайки вентилей, кольца синхронизаторов, грузовые и ходовые гайки станочного оборудования, буксы, ступицы, зубчатые колеса и др.
Описание продукции
Антифрикционные двухслойные изделия содержат в своем составе порошковый сплав на медной основе с наномодификаторами в виде оксидных компонентов и стальную основу, что позволяет повысить твердость и износостойкость наплавленных слоев деталей ходовых сопряжений различных машин и механизмов, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания. Технология и оборудование для изготовления двухслойных антифрикционных изделий включают индукционный метод в поле центробежных сил. Основные технические характеристики материала, изделия и технологического процесса изготовления методом центробежной индукционной наплавкой: – габариты изготавливаемых двухслойных антифрикционных деталей: длина —40–400 мм, наружный диаметр — 20–400 мм, толщина стенки — 5–80 мм; – температура плавления материала — 930–940°С; – толщина наносимого слоя — 0,5–80 мм; – твердость покрытия —175–185 HB; – пористость нанесенного слоя —1,5–1,7; – относительная износостойкость в сравнении с аналогами — в 2–3 раза; – экономия цветных сплавов — 75–85 %. Научная новизна разработки заключается в установлении особенностей проплавления порошкового слоя с наноструктурными модификаторами при индукционной наплавке. При этом исследованы кинетика продвижения фронта фазового перехода, свойства модификаторов и седиментация наноструктурной фазы, а также влияние термических режимов на структуру, физико-механические и эксплуатационные свойства получаемых слоев. Техническая новизна подтверждается четырьмя патентами РБ.
Конкуренто- способность
По сравнению с известными аналогами стран ближнего зарубежья (например, изделия Тамбовского завода «Подшипник», Костромского завода путевых машин (Россия)) и дальнего зарубежья (например, изделия фирмы «Плассер и Тойер» (Австрия)) разработка обладает следующими преимуществами: – увеличение срока службы деталей; – изготовление деталей различных ремонтных размеров; – получение деталей с заданными физико-механическими и эксплуатационными свойствами; – отсутствие предварительной и окончательной термообработки; – доступность освоения оборудования и реализации технологии; – высокая окупаемость и низкая себестоимость продукции; – существенная экономия цветных сплавов.
Ожидаемые результаты применения
Разработанные материал, технология и оборудование для изготовления двухслойных антифрикционных изделий с повышенной износостойкостью по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами позволяют повысить твердость наплавленных слоев деталей ходовых сопряжений машин, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания, в 1,3–1,4 раза и относительную износостойкость — в 2–3 раза при увеличении производительности процесса изготовления на 30–35 %.
Предложения по реализации
Поставка по отдельным заказам, передача технической документации и консультации по освоению, внедрение технологии, лицензионное соглашение, договор.